Музейная экспозиция — это часть музейного собрания, выставленная для обозрения, фактор ее восприятия — СВЕТ

практический курс "свет в музее"

коротко о главном

null

 

НОРМЫ ЭКСПОНИРОВАНИЯ ПО ГРУППАМ СВЕТОСТОЙКОСТИ

null

Светотехнические требования

  • Общий индекс цветопередачи — не менее 90
  • Цветовая температура — 2700–4500 К
  • Приведенная мощность УФ-излучения — 5 мкВт/лм
  • Коэффициент пульсации — не более 5%
  • Световая отдача — не менее 40 лм/Вт

 

Требования к конструкции

  • Удобство монтажа и подключения к сети
  • Надёжное крепление съёмных частей
  • Возможность монтажа аксессуаров
  • Возможность диммирования

 

Эксплуатационная документация

  • Паспорт
  • Монтажная инструкция
  • Условия транспортировки и хранения
  • Высокий индекс цветопередачи (CRI) — не менее 95 (цветопередача по красному цвету R9 не менее 90)
  • Световой поток прибора не более 2000 lm
  • Оптика вариативная ZOOM (от узкого угла до широкого)
  • Качественная оптика (без «паразитной» засветки) и артефактов
  • Возможность управления световым потоком прибора
  • Коэффициент пульсации менее 5%

 

ВАЖНО!

Какой светильник мы не можем назвать «музейным»?

  • Частный индекс цветопередачи по красному, синему и зеленому цвету менее 90
  • Высокий световой поток прибора
  • Наличие паразитной засветки на световом пятне
  • Визуальная разница цвета внутри светового пятна в одной партии приборов

null

Индекс цветопередачи CRI, RA – это величина, определяющая, насколько естественно выглядят объекты в искусственном свете

ВАЖНО!

Светильник с суммарным индексом цветопередачи CRI 95, может иметь частные индексы по основным насыщенным цветам (красному (R9), зеленому (R11) и синему (R12) менее 90. В этом случае цвета предмета мы увидим искаженными, «блеклыми»

 

CRI (Ra), % = 95

 

null

Диммирование (англ. dimming – «затемнение») – это процесс регулировки уровня светового потока

 

null

ВАЖНО!

Возможность регулировки уровня светового потока на корпусе светильника экономит время при юстировке и нацеливании. С таким светильником удобно работать на высоте

Чтобы исключить блики на поверхности полотна, следует нацелить светильник с наклоном 30 градусов к вертикали полотна. Это позволяет увести блик вниз.

null

 

null

Пульсация светового потока — характеристика источников искусственного освещения, которая отражает частоту мерцания и качество света в целом. Характеризуется этот эффект — коэффициентом пульсации (Kп)

 

Коэффициент пульсации для музейного светильника должен быть не более 5%

null

ВАЖНО!

Высокий коэффициент пульсации плохо влияет на физическое и эмоциональное состояние человека (в зале работают хранители)

Самый простой способ проверить – посмотреть на свет через камеру смартфона. Как правило, при пульсации света более 5% по экрану будут идти полосы, причём чем они контрастней, тем пульсация сильней

«Свет постоянно меняется, и это меняет атмосферу и красоту вещей каждую минуту»

К. Моне

 

«То, что называют светом само по себе прозрачно, но все предметы, попадая в его лучи становятся непрозрачными»

Кобо Абэ

 

«Художник должен начинать каждый холст с черных оттенков, потому что все вещи в природе темные, кроме тех, которые освещаются светом»

—  Леонардо да Винчи

 

«Темные тучи превращаются в небесные цветы, когда их поцелует свет»

Р. Тагор

 

«В природе свет создает цвет. На картине цвет создает свет»

Г. Гофман

 

«Свет не создают, его воссоздают цветом»

— П. Сезанн

 

«Тень — это цвет света, но менее яркий; свет и тень — лишь отношение двух тонов»

 — П. Сезанн

 

«Организация световых и теневых эффектов производит новое обогащение зрения»

 — Л. Мохой-Надь

 

«Меня интересует пейзаж лица, то, как свет и тень ложатся на формы. Это действительно моя тема»

 — П. Эмсли

 

«Свет для рисования с натуры должен исходить с севера, чтобы он не менялся. А если он у вас с юга, завесьте окно тканью, чтобы при солнечном свете весь день свет не менялся. Высота светильника устроена таким образом, чтобы каждый объект отбрасывал на землю тень такой же длины, как и он сам»

 — Леонардо да Винчи