ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Дизайнерское бюро Consuline и концерн Targetti: новая философия и технология освещения произведений живописи ХV – ХVI вв.



Lorenzo Lotto (1480-1557). Автопортрет Lorenzo Lotto. Мадонна
со Св.Хиронимом и Св.Антонием

Lorenzo Lotto (1517, Сусанна в купальне)

Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto, 1480-1557) – один из лучших венецианских живописцев позднего этапа эпохи Возрождения.
Учился с Джорджоне и Тицианом в мастерской Джованни Беллини, но затем долго работал за пределами Венеции (в Бергамо, Тревизо, Реканати).

Л.Лотто, отличаясь своеобразным, самобытным стилем, стоял несколько в стороне от главного русла венецианской традиции. В 1508-1512 гг. жил в Риме, затем преимущественно в Бергамо (до 1526 г.), пока не вернулся в Венецию.

С 1530 работал, путешествуя по разным городам, а в 1554 году, когда частично ослеп, стал послушником в монастыре Лорето, где и скончался в 1557 году.


Lorenzo Lotto . Портрет молодого человека

 

 

Lorenzo Lotto. Поклонение Богородицы Младенцу-Христу

Скитальческая жизнь художника отражала его беспокойный, нелегкий характер, да и творчество его было крайне неровным.


Оно впитало в себя большое разнообразие различных источников, как итальянских, так и североевропейских, но творчество Лотто в то же время свидетельствует о его острой и живой наблюдательности.
Лоренцо Лотто работал главным образом в области религиозной живописи, хотя сегодня, по-видимому, он более всего известен портретами, в которых передаёт тревожное и беспокойное состояние души своих персонажей.
Выдающимся примером того, насколько оригинальными и поэтичными могли быть его алтарные образы, служит «Благовещение» в церкви Санта-Мария сопра Мерканти в Реканати.
Это необычное, влекущее к себе живописное полотно, блистательное по колориту и поражающее световыми эффектами, странными выражениями лиц и позами, неожиданными и прекрасно написанными деталями (например, изображение испуганной кошки).
Из забвения Лоренцо Лотто извлёк в 1895 году критик Бернард  Бернсон.

Благовещение (1527, х.,м., 166х114 см, Pinacoteca Communale, Реканати)


До настоящего времени в каждой брошюре фирм – производителей светильников для музейного освещения, как правило, приводятся многочисленные примеры «хорошего и равномерного» освещения картин.
И только теперь зрителю становится ясным, что обычное восприятие живописи сегодня – это ничто иное, как следствие «2-мерного освещения».
Плоскостное восприятие ни у кого не вызывает никаких вопросов, так как это соответствует истине: живописные полотна, в том числе и картины больших мастеров – двумерны.

Относительно недавно появившиеся «3D-Kino» и «3D-TV» заставили задуматься светодизайнеров и искусствоведов о технических возможностях и физиологических нюансах объемного восприятия произведений живописи (без применения зрителем каких-либо оптических средств). Специальные очки или другие технические средства – это просто инструменты, с помощью которых мы как бы «обманываем», вводим в заблуждение наш мозг, помогая ему воспринимать окружающий мир 3-мерным.

С 2 марта по 12 июня 2011 года в галерее римского дворца Scuderie del Quirinale прошла выставка 57 картин Лоренцо Лотто, ознаменовавшая собою рождение новой философии освещения произведений живописи.

Реализованная концепция освещения существенно изменила возможности восприятия картин больших мастеров эпохи возрождения.

Произведения Лоренцо Лотто на этой выставке уже не казались плоскими, равномерно освещёнными. Персонажи и предметы, изображенные на картинах, воспринимались объемными – было достигнуто 3-мерное зрительное восприятие.
Система освещения римской экспозиции – это своеобразная революция в технике экспозиционного освещения.

Серена Теллини (SerenaTellini) и Франческо Ланноне (France­sco Lannone) – сотрудники итальянского дизайнерского бюро Consuline тщательно изучили колористические особенности каждого цветового оттенка картин Л.Лотто и после многократных натурных проверок выбрали для освещения каждого персонажа и фрагмента картины «своё» специфичное излучение, отличающееся спектральным составом и насыщенностью цвета.

Технически такое дискретное освещение потом было реализовано с помощью уникальных светильников с разноцветными светодиодами и специальной оптикой, которая позволила исключить из белого излучения некоторые узкие спектральные зоны с определённой длиной волны.

Один из авторов новой системы – Франческо Ланноне назвал полученное спектральное распределение излучения светильников «неполным» белым светом (с «пробелами»).

Специалисты Targetti Research Center разработали соответствующие конструкции осветительных приборов со светодиодными модулями, бинокулярной оптической системой и голографическими фильтрами.

Каждый из 168 светильников потребляет мощность 42 Вт, его излучение характеризуется цветовой температурой 3450 К (оттенок света близкий к таковому у галогенных ламп накаливания на напряжение 12 В).

Этот инновационный метод позволил объярчить краски, усилить цветовые контрасты и добиться не достижимого ранее “3-D“ эффекта при освещения плоского 2-мерного объекта.

Кроме самых современных светодиодных и оптических технологий авторы этого уникального проекта использовали актуальные знания из области нейрологии и нейроэстетики.

Спектр излучения новых специальных светодиодных светильников как бы учитывает хроматическую специфику живописных произведений и применявшуюся технику письма масляными красками.

Картины Л.Лотто предстают перед зрителем в своём полном великолепии: глубина цветовой гаммы его полотен как бы открывается заново, и более того – они воспринимаются объемными.
Это наглядно иллюстрируют приведенные фотографии, сделанные во время римской экспозиции во дворце Scuderie del Quirinale. Архитектурное оформление интерьеров залов и алтарных конструкций разработали архитекторы Эмилио Альберти (Mauro Alberti) и Мауро Зочетта (Mauro Zocchetta).
Кроме 168 светильников направленного света с описанным специальным спектром излучения, светодизайнеры и архитекторы дополнительно использовали отраженный свет.

Новая философия освещения живописных работ базируется на фундаментальных достижениях в сфере нейрологии, физиологии и психологии зрительного восприятия.

Светодизайнеры изучили результаты последних исследований признанного авторитета в области нейрологии и сомнологии, американского эксперта – Деборы Барнет (Deborah Barnett) и доктора нейрофизиологии Пармского университета – Джакомо Риццолатти (Giacomo Rizzolatti).

Такой беспримерный результат в истории экспозиционного освещения и восприятия живописи достигнут применением теории «зеркальных нейронов».
Зеркальные нейроны – это нервные клетки, которые во время наблюдения того или иного процесса вызывают в мозгу те же реакции, какими они были бы, если бы этот процесс рассматривался не пассивно, а осуществлялся бы самим зрителем (наблюдателем).

С момента открытия зеркальных нейронов в научных кругах дискутируется проблема, касающаяся способности этих структурно-функциональных единиц нервной системы вносить свой вклад в способность человека к эмпáтии.
Эмпáтия – это категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого индивидуума, понять его чувства, желания, его идеи, действия.
Быть в состоянии эмпáтии – это значит воспринимать внутренний мир другого как можно более адекватно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Человек как будто становится другим, но без потери ощущения «как будто»...
Эмпáтия играет фундаментальную роль во многих науках – таких, как криминалистика, психология, физиология, психиатрия, философия, педагогика и даже в таких сферах деятельности, как менеджмент и маркетинг.
А теперь эмпáтия рассматривается и как необходимый фактор при наблюдении живописных произведений.
Необычная система освещения выставки Л. Лотто помогает наблюдателю воспринимать его эмпатически – чувствуя также, как художник во время творческого процесса работы над картиной и проникаясь эмоциями её «действующих лиц».
В концепции светодизайнеров содержится та мысль, что глаза видят, а мозг распознаёт и перерабатывает увиденное в визуальный образ.
Это может означать, что некоторый объем информации остаётся зрительно не воспринятым, и тогда мозг автоматически дополняет этот «пробел».
Данная теория была «переведена» на технический язык и интегрирована в функциональную осветительную систему.
Один из авторов новой системы – Франческо Ланноне назвал полученное спектральное распределение излучения светильников «неполным» белым светом (с «пробелами»).
Мозг реагирует на факт отсутствия в излучении светильников нескольких узких спектральных полос и непроизвольно заполняет «тёмные места» с отсутствующей информацией для того, чтобы оптимизировать восприятие рассматриваемого изображения.
Тогда в мозгу и возникает представление о 3-мерности картины, её персонажей и деталей.

Таким образом, объемное восприятие плоской картины – это процесс, происходящий на нейрональном уровне.

После Рима выставка была показана в нескольких городах северной Италии, а затем картины были возвращены на место их постоянной дислокации, где, по указанию президента Джорджио Неаполитано, произведения Л. Лотто должны быть постоянно освещены так, как это было в Риме.

Новая технология и философия освещения оказались настолько впечатляющими, что было решено использовать описанную систему и при освещении других шедевров изобразительного искусства прошлых эпох, таких, как фрески итальянского живописца Аньоло Бронзино (Agnolo Bronzino,1503-1572).

Он был выдающимся представителем маньеризма (западноевропейского литературно-художественного стиля XVI – первой трети XVII в., который характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком).


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро