ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Museum Masao Hoki в Японии: уникальный пример совмещения музейной архитектуры, произведений живописи, искусственного освещения и дневного света


Масао Хоки – не обычный собиратель произведений искусства – он известный знаток и профессиональный коллекционер современной живописи, успешный бизнесмен и филантроп.

В коллекции М.Хоки – более трёхсот картин 40 японских художников, среди которых произведения Хироши Нода, Тадахико Накаяма, Кенихиро Ишигуро, и самое большое в стране собрание картин Сосуке Моримото.

В мировой практике музейного дела очень редко возникает ощущение того, что архитектура здания музея, его интерьер и осветительное решение являют собой единый и неповторимый объект.

При рождении идеи создания своего музея М.Хоки высказал пожелание, чтобы архитектура сооружения и его интерьер стали как бы неотъемлемой частью его художественного собрания.
С этой сложной задачей успешно справились авторы проекта – бюро Nikken Sekkei (архитекторы Томохико Яманаши, Таро Накамото, Такаши Судзуки, Масанори Яно) в тесном сотрудничестве с светотехническим проектным бюро SLDA (Sawada Lighting Design & Analyss Inc.).

Музей – не только единственный в Японии, где находятся живописные полотна лишь в реалистической манере, но и один из самых больших в мире по экспозиционной площади.

Музейный комплекс Hoki-Museum построен рядом с Showa-no-Mori-Park – самым крупным парковым комплексом в Чиба и отличается неординарным архитектурным решением.
Коллекция картин размещена в трёх галереях – одной надземной и двух подземных. Общая длина экспозиционных поверхностей во всех трёх галереях – 500 м (!).

Галерея №1 внешне выглядит как длинный туннель прямоугольного сечения. Интересно, что дневной свет проникает в эту галерею через непрерывный ленточный фронт светопроёмов, расположенный под картинами (на стыке стены с полом).

Отраженного от пола дневного света, проникающего в галерею через эти длинные окна, вполне достаточно для ориентации.
К тому же зритель здесь не теряет связи с внешним миром – в эти длинные окна видны газоны и декоративные зеленые насаждения окружающем Showa no Mori Park. (Низкое расположение окон – это часто используемый прием в традиционной японской архитектуре).

Естественно, что в любое время функционирует направленное искусственное освещение картин. Осветительные средства органично вписаны в архитектурный облик потолка и интерьера в целом, никакие «лишние» детали не отвлекают посетителя музея от созерцания картин.

Панели потолка и стен идеально состыкованы без видимых швов. Отсутствуют какие-либо видимые конструктивные элементы для подвески картин. Они крепятся к стальной поверхности стен на закрепленных с тыльной стороны ферромагнитных пластинах. Это позволяет быстро и с минимальной трудоёмкостью изменять расположение картины. Как видно, удалось исключить и применение шинопроводов для крепления светильников.

Потолок снабжен множеством перфорационных отверстий, в которые встроены светильники, спринклерные головки и выходные патрубки системы кондиционирования.
Светильники скрыто установлены в отверстиях диаметром 64 мм. Каждый из них содержит от 10 до 30 шт. светодиодов с белым и янтарно-жёлтым излучением. Их аддитивное смешение позволяет в определённых пределах варьировать цветовой оттенок света.

Формат картин и соответствующее оптимальное расстояние их восприятия весьма различны.

Светильники могут быть наклонены от вертикали на угол ±45°, что значительно упростило настройку освещения.
Юстировка и фокусировка («нацеливание») светильников производились индивидуально для каждой картины светодизайнерами (иногда совместно с художниками).

За счет прецизионного (относительно картин) размещения и ориентации светильников удалось избежать резких падающих теней от рам картин и тел зрителей.

Возможность подбора необходимого цветового оттенка белого освещения позволило достичь такого воспроизведения цветовой гаммы картины, которое полностью соответствовало первоначальному замыслу художника.
Причем адекватно воспроизведён цвет не только цветных деталей, но и хорошо переданы монохромные контрасты в тенях.

По мнению владельца музея, «…направленный свет явился как бы дополнительной кисточкой в руке художника, которая позволяет нанести на холст последний штрих…».

Отсутствие в излучении светодиодов УФ-излучения и направленного теплового потока позволило создать достаточно высокие уровни вертикальной освещенности на картинах – 300-400 лк. Идея мелкой перфорации потолочных поверхностей, зачастую с якобы «беспорядочным» расположением отверстий, преследовала как функциональную, так и декоративную цель – архитекторам удалось создать на потолке образы «млечного пути».

Одна из подземных галерей (№8) названа «черной» – она, естественно, полностью лишена дневного света, в ней демонстрируются картины 15 художников из серии «Мои лучшие работы».

Хотя светотехнические средства и прием освещения здесь аналогичны другим отделам экспозиции, но, за счёт чёрной отделка потолка и стен, визуальная атмосфера резко отличается.

Световые пучки направлены только на экспонаты, что создает впечатление «самосветящихся» картин, сосредоточивая на них внимание зрителя. Отражённого от картин света достаточно для безопасного перемещения зрителей.

Поскольку полный осмотр большой экспозиции занимает достаточно много времени, у посетителей может проявиться так называемый «синдром музейной усталости » (как психологической, так и физической).

Для того, чтобы хотя бы в какой-то степени снизить нагрузку на суставы ступней и коленей, владелец и архитекторы музея решили отказаться от деревянного или полимерного покрытия полов, заменив их эластичным резиновым ковром.

По оценке экспертов Международной Ассоциации профессиональных светодизайнеров (PLDA), «… Архитектура, искусство, дневной свет и светодиодное освещение – это квартет, который блестяще звучит в комплексе музея Масао Хоки…».


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро