ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Определение потенциала повреждения музейных экспонатов при освещении различными источниками света (ч.2)


Потенциал повреждения музейных экспонатов зависит от наличия голубой компоненты в спектре источника света, которая частично характеризует коррелированную цветовую температуру Тц излучения данной лампы.

Потенциал повреждения повышается с ростом интенсивности голубого излучения, т.е. с увеличением Тц.
Все источники тёпло-белого света с Тц ≤ 3000 К обусловливают примерно равный уровень вредного воздействия, но, по сравнению с лампами холодных оттенков света, он существенно меньше. Из измеренных в данном исследовании источников света отдать предпочтение какому-то из них оснований нет.
При более высоких Тц >3000 К потенциал повреждения несколько меньше.
Для исследованных материалов можно исходить из того, что белые светодиоды без фильтров оказывают не меньшее вредное воздействие, чем все остальные источники света, использованные с УФ-фильтром.

Некоторое время назад было достаточно широко распространено мнение о том, что белые светодиоды оказывают более интенсивное вредное воздействие на экспонаты музеев и галерей.
Однако в рамках данной работы, (проведенной, как было указано, светотехнической лабораторией Дармштадтского университета) такой вывод не подтвердился. (Это заключение относится, естественно, к тем источникам света и материалам, которые были исследованы в светотехнической лабораторией Дармштадтского университета).

Анализируя кривые спектральной чувствительности материалов (см. ч.1 статьи), можно установить, что в достаточно узком диапазоне длин волн – λ=450-465 нм чувствительность материалов явно снижается.
Поэтому целесообразно выбирать среди белых светодиодов (с голубым излучающим кристаллом и конверсионным люминофором) такие типы, у которых длина волны максимума, по возможности, должна лежать в зоне λ=460-465 нм.
В этом диапазоне длин волн вредное воздействие оптических излучений понижается, а световая отдача белых светодиодов в той или иной степени повышается (в зависимости от типа люминофора).
Понятно, что нужно иметь в виду следующее: приведенные выше заключения дают как бы ориентирующие сведения о том, какие источники света т в какой мере оказывают вредное действие на различные светочувствительные материалы музейных экспонатов.
Отдельные факты повреждения экспонатов и их причины ни в коей мере не могут быть распространены на все, когда-либо применявшиеся (или применяющиеся сейчас) материалы и краски.
Тем не менее, следует указать, что полученные результаты – это итог длительных и очень тщательных измерений на большом числе образцов цветных пигментов и материалов.
Было неоднократно подтверждено, что некоторые пигменты особенно чувствительны к оптическим излучениям и весьма негативно реагируют на облучение отдельными типами ламп. Важной задачей хранителей музейных экспозиций, реставраторов и светотехнических служб идентифицировать такие краски и тщательно подобрать источники света с наименьшим потенциалом повреждения.
См. также:
LiTG - Museumsbeleuchtung - Grundlagen zur Berechnung - Licht.de
http://www.k-to.ru/ru/interesting/events/detail.php?ID=1464
http://www.k-to.ru/ru/interesting/events/detail.php?ID=1462
http://www.k-to.ru/ru/interesting/events/detail.php?ID=1456

В таблице представлены величины потенциала повреждения (Pdm) для масляных красок на холсте (1), текстильных тканей (2), акварели на твёрдой белой бумаге (3) и для газетной бумаги (4) при облучении их всеми типами измеренных источников света.
Все лампы, кроме светодиодных модулей, измерялись с полосовыми фильтрами, срезающими УФ- и ИК- компоненты излучения. (Применялись фильтры типа “UV/IR-Block” фирмы Optics Balzers).

Тип источника света

Tц, К
Коррелированная цветовая темп. излучения

Ra
Общий индекс цветопередачи

1
Pdm (Вт/м² • лк)

2
Pdm(Вт/м² • лк)

3
Pdm (Вт/м² • лк)

4
Pdm (Вт/м² • лк)

Люминесцентные лампы:

с галофосфатными люминофорами

с 3-компонентными
люминофорами

с поликомпонентными
люминофорами (лампы с высоким качеством цветопередачи

4200

2800
3450
4000
6500
8000

3050
4100
5000
5600
6750

60,2

82,6
82,0
80,5
78,8
84,6

88
88,9
95,4
89,5
96,7

2,38

1,6
2.01
2,27
3,04
3,47

1,93
2,3
2,81
2,81
3,28

3,16

2,23
2,73
3,04
4,00
4,54

2,66
3,1
3,77
3,73
4,35

2,38

1,61
2.01
2,27
3,04
3,47

1,93
2,3
2,81
2,81
3,28

4,49

2,18
3,15
3,47
5,34
6,15

2,94
3,55
4,15
4,55
5,15

Ртутные лампы с люминофором

3270
3900

57,4
48,9

2,23
2,7

2,96
3,52

2,23
2,7

5,59
7,21

Металлогалогенные лампы

3000
3700
4200
5400

75,7
64,0
85,5
85,7

1,88
2,01
2,93
3,06

2,59
2,72
3,88
4,04

1,88
2,01
2,93
3,06

2,59
3,49
6,1
6,2

Натриевые лампы высокого давления

2070

23,3

1,07

1,57

1,07

6,31

Излучатели Планка
(лампы накаливания)

3200
2850

98,5
98,4

1,72
1,63

2,55
2,48

1,72
1,63

1,14
1,76

Светодиоды:

Т13

T17

T8#1

T9

T12

T18

T2#2

T4

T5

T6

T7#2

T7#3

T19

3100

3350

4309

5047

3982

4820

5570

5220

5043

6370

4960

6540

5018

80,9

94,9

75,2

66,7

66,6

90,0

74,6

70,6

71,9

68,5

69,4

74,4

69,1

1,72

2,11

2,31

2,59

1,93

2,48

2,55

2,50

2,27

3,11

2,26

2,75

2,27

2,41

2,94

3,12

3,44

2,64

3,37

3,42

3,35

3,07

4,07

3,05

3,66

3,06

1,72

2,11

2,31

2,59

1,93

2,48

2,55

2,50

2,27

3,11

2,26

2,75

2,27

1,64

2,24

3,2

4,47

2,45

3,02

3,43

3,53

2,55

5,91

2,98

3,72

3,00


Ниже приводятся кривые спектрального распределения энергии излучения исследованных образцов светодиодов с различной цветовой температурой излучения


Спектры излучения светодиодов тёпло-белого света с Тц = 2600-3000 К и Ra ≥ 80 (в сравнении со спектром лампы накаливания – жёлтая кривая)

Спектры излучения светодиодов нейтрально-белого света с Тц = 2600-3000 К и Ra ≥ 90. (в сравнении со спектром лампы излучателя Планка – жёлтая кривая)


Спектры светодиодов холодного дневного света с Тц = 5500-6500 К (в сравнении с излучением эталонного источника дневного света с Тц = 6540 К).


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро