ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Корпорация TOSHIBA (Япония) продолжает модернизацию наружного и внутреннего освещения Лувра: новый свет для «Моны Лизы»


Фото 1. Лувр. Двор Наполеона при новом архитектурном освещении

Национальный музей Франции – Лувр (основан в 1793 г.) – один из старейших, богатейших и самых посещаемых музеев мира. Европе. Он входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В рамках партнёрского соглашения между дирекцией музея и японской корпорацией Toshiba в 2011 году завершён первый этап очередной модернизации наружного освещения Лувра.
Престижный парижский проект – это часть стратегического плана Toshiba по внедрению на европейском регионе энерго- и ресурсосберегающих осветительных технологий XXI века.

Соглашение, которое начало действовать в 2010 году, предусматривает поэтапную модернизацию наружного и внутреннего освещения с применением светодиодных приборов. После реализации первых успешных проектов соглашение продлено до 31 декабря 2024 года.

Фото 2. Главный вход в Лувр: «Большая пирамида»

На первом этапе модернизации 4500 ед. осветительных приборов с маломощными металлогалогенными лампами были заменены на 3200 шт. светодиодных приборов. Мощность системы освещения снизалась на 73% (с 392 до 105 кВт).
Заново освещены все 4 входные пирамиды и фасад корпуса «Павильон Кольбера» (Pavillon Colbert) во «Дворе Наполеона» (Cour Napoléon) (Фото 1, 2).
В 2012 году будет реализовано наружное освещение остальных фасадов «Двора Наполеона», а в 2013 году завершатся работы по оборудованию освещения «Четырёхугольного каре» (Cour Carre).
Шедевр мировой портретной живописи – «Мона Лиза» («Джоконда»), написанный Леонардо да Винчи в период с 1503 по 1506 гг., с 2005 г. экспонируется в специально оборудованном и реконструированном зале, получившем название «Hall of Joconde». (фото 3).
4 июня 2013 года в Лувре прошла торжественная церемония, посвященная завершению работ в «Зале Джоконды». На ней присутствовали 400 гостей, среди которых были сотрудники мэрии Парижа, Министерства культуры Франции, ведомства охраны памятников, представители европейских музеев и средств массовой информации.
Загадочная улыбка “вечно молодой Джоконда”, которой в этом году исполняется 500 лет, предстанёт перед миллионами посетителей Лувра в новом свете.

Фото 3. “Mona Lisa” (1502-1506)

Фото 4. Spotlight «Joconde»

Специальный световой прибор проекционного типа "Joconde" с 34 светодиодами и зеркально-линзовой оптикой размещён в нише деревянного подиума (под картиной).
[Он заменил собой прибор аналогичного типа, установленный в 2006 году. Подробнее см. http://www.k-to.ru/ru/interesting/events/detail.php?ID=428]

Новый светильник направленного света (фото 3, 4), освещающий картину снизу вверх, полностью исключает зеркальные блики в защитном стекле рамы, обеспечивает идеально равномерную освещенность полотна (770 х 530 мм) и максимально достоверную цветопередачу всей, несколько приглушённой гаммы масляных красок: красновато-коричневатых оттенков кожи лица, груди, кистей рук и голубовато-зеленого заднего фона.
Из соображений безопасности картина защищена многослойным закаленным стеклом, на которое нанесено несколько слоев тонких антибликовых пленок.
Естественно, что гарантировано надёжное отсутствие вредного воздействия света на краски и холст – в спектре применённых светодиодов отсутствует ультрафиолет, а также нет направленного теплового потока. Кроме того, дополнительной гарантией защиты от коротковолновых оптических излучений служит упомянутое выше остекление картины.

В зале "La pièce rouge" («Красная комната») экспонируются знаменитые полотна французских живописцев XIX в. – Жака Луи Давида (“Посвящение императора Наполеона I“, “Коронация императрицы Джозефины“), Эжена Делакруа ("Свобода, ведущая народ”), Жана-Огюста Доминика Энгра (“Большая одалиска”) и др.
Яркость светового потолка, освещающего зал равномерно рассеянным светом, автоматически регулируется в зависимости от времени дня.
Над матовым остеклением установлены светильники с люминесцентными лампами и электронными ПРА (фото 6). Освещение обеспечивает отличное воспроизведение цветовой гаммы картин, которое полностью адекватно художественной и культурной ценности представленной в зале живописи: общий индекс цветопередачи ламп Ra > 92.
Следующие объекты, подлежащие освещению светодиодными приборами, – “Cour Carreé” (квадратный внутренний дворик Лувра) и “La salle de Napoléon” («Зал Наполеона»). Эти работы согласно плану, будут закончены в первой половине 2014 года.
Корпорация Toshiba осуществляет парижский проект “LED Louvre“ с целью создания новой культуры освещения в гармонии с максимальным комфортом для зрителей и заботой об окружающей среде.
Toshiba видит этот проект как модель сохранения и поддержания целостности художественных объектов Всемирного культурного наследия.

Фото 5. Зал «Красная комната»

Фото 6. Светильники, установленные в светящем потолке зала «Красная комната»

Leonardo da Vinci (1452-1519)

Кратко о «Джоконде»

Портрет Моны Лизы известен как символ ренессанса. Он был написан Леонардо да Винчи во Флоренции в период 1503-1506 гг. и, предположительно, изображает Лизу Джерардини, супругу флорентийского торговца верхним платьем – Франческо дель Джокондо. Отсюда и альтернативное название картины – "La Gioconda“.

В «Джоконде» Леонардо да Винчи впервые применил стиль «сфумато» (“sfumato“, лат. – «исчезнувший как дым»). Это такая техника живописи, когда лёгкая воздушная дымка как бы окутывает предметы и смягчает до мягкой гаммы тонов, как их очертания, так и сами объекты. Происходит плавное перетекание цветовых оттенков. «Сфумато» чаще всего применяется художниками для передачи невесомости воздушной среды.
Портрет Моны Лизы был частью собрания Франциска I – короля Франции (1494-1547).


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро