
Фото 1. Лувр. Двор Наполеона при новом архитектурном освещении
Национальный музей Франции – Лувр (основан в 1793 г.) – один из старейших, богатейших и самых посещаемых музеев мира. Европе. Он входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В рамках партнёрского соглашения между дирекцией музея и японской корпорацией Toshiba в 2011 году завершён первый этап очередной модернизации наружного освещения Лувра.
Престижный парижский проект – это часть стратегического плана Toshiba по внедрению на европейском регионе энерго- и ресурсосберегающих осветительных технологий XXI века.

Соглашение, которое начало действовать в 2010 году, предусматривает поэтапную модернизацию наружного и внутреннего освещения с применением светодиодных приборов. После реализации первых успешных проектов соглашение продлено до 31 декабря 2024 года.

Фото 2. Главный вход в Лувр: «Большая пирамида»
На первом этапе модернизации 4500 ед. осветительных приборов с маломощными металлогалогенными лампами были заменены на 3200 шт. светодиодных приборов. Мощность системы освещения снизалась на 73% (с 392 до 105 кВт).
Заново освещены все 4 входные пирамиды и фасад корпуса «Павильон Кольбера» (Pavillon Colbert) во «Дворе Наполеона» (Cour Napoléon) (Фото 1, 2).
В 2012 году будет реализовано наружное освещение остальных фасадов «Двора Наполеона», а в 2013 году завершатся работы по оборудованию освещения «Четырёхугольного каре» (Cour Carre).
Шедевр мировой портретной живописи – «Мона Лиза» («Джоконда»), написанный Леонардо да Винчи в период с 1503 по 1506 гг., с 2005 г. экспонируется в специально оборудованном и реконструированном зале, получившем название «Hall of Joconde». (фото 3).
4 июня 2013 года в Лувре прошла торжественная церемония, посвященная завершению работ в «Зале Джоконды». На ней присутствовали 400 гостей, среди которых были сотрудники мэрии Парижа, Министерства культуры Франции, ведомства охраны памятников, представители европейских музеев и средств массовой информации.
Загадочная улыбка “вечно молодой Джоконда”, которой в этом году исполняется 500 лет, предстанёт перед миллионами посетителей Лувра в новом свете.

Фото 3. “Mona Lisa” (1502-1506)

Фото 4. Spotlight «Joconde»
Специальный световой прибор проекционного типа "Joconde" с 34 светодиодами и зеркально-линзовой оптикой размещён в нише деревянного подиума (под картиной).
[Он заменил собой прибор аналогичного типа, установленный в 2006 году. Подробнее см. http://www.k-to.ru/ru/interesting/events/detail.php?ID=428]
Новый светильник направленного света (фото 3, 4), освещающий картину снизу вверх, полностью исключает зеркальные блики в защитном стекле рамы, обеспечивает идеально равномерную освещенность полотна (770 х 530 мм) и максимально достоверную цветопередачу всей, несколько приглушённой гаммы масляных красок: красновато-коричневатых оттенков кожи лица, груди, кистей рук и голубовато-зеленого заднего фона.
Из соображений безопасности картина защищена многослойным закаленным стеклом, на которое нанесено несколько слоев тонких антибликовых пленок.
Естественно, что гарантировано надёжное отсутствие вредного воздействия света на краски и холст – в спектре применённых светодиодов отсутствует ультрафиолет, а также нет направленного теплового потока. Кроме того, дополнительной гарантией защиты от коротковолновых оптических излучений служит упомянутое выше остекление картины.
В зале "La pièce rouge" («Красная комната») экспонируются знаменитые полотна французских живописцев XIX в. – Жака Луи Давида (“Посвящение императора Наполеона I“, “Коронация императрицы Джозефины“), Эжена Делакруа ("Свобода, ведущая народ”), Жана-Огюста Доминика Энгра (“Большая одалиска”) и др.
Яркость светового потолка, освещающего зал равномерно рассеянным светом, автоматически регулируется в зависимости от времени дня.
Над матовым остеклением установлены светильники с люминесцентными лампами и электронными ПРА (фото 6). Освещение обеспечивает отличное воспроизведение цветовой гаммы картин, которое полностью адекватно художественной и культурной ценности представленной в зале живописи: общий индекс цветопередачи ламп Ra > 92.
Следующие объекты, подлежащие освещению светодиодными приборами, – “Cour Carreé” (квадратный внутренний дворик Лувра) и “La salle de Napoléon” («Зал Наполеона»). Эти работы согласно плану, будут закончены в первой половине 2014 года.
Корпорация Toshiba осуществляет парижский проект “LED Louvre“ с целью создания новой культуры освещения в гармонии с максимальным комфортом для зрителей и заботой об окружающей среде.
Toshiba видит этот проект как модель сохранения и поддержания целостности художественных объектов Всемирного культурного наследия.

Фото 5. Зал «Красная комната»

Фото 6. Светильники, установленные в светящем потолке зала «Красная комната»

Leonardo da Vinci (1452-1519)

Кратко о «Джоконде»
Портрет Моны Лизы известен как символ ренессанса. Он был написан Леонардо да Винчи во Флоренции в период 1503-1506 гг. и, предположительно, изображает Лизу Джерардини, супругу флорентийского торговца верхним платьем – Франческо дель Джокондо. Отсюда и альтернативное название картины – "La Gioconda“.
В «Джоконде» Леонардо да Винчи впервые применил стиль «сфумато» (“sfumato“, лат. – «исчезнувший как дым»). Это такая техника живописи, когда лёгкая воздушная дымка как бы окутывает предметы и смягчает до мягкой гаммы тонов, как их очертания, так и сами объекты. Происходит плавное перетекание цветовых оттенков. «Сфумато» чаще всего применяется художниками для передачи невесомости воздушной среды.
Портрет Моны Лизы был частью собрания Франциска I – короля Франции (1494-1547).
|