ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Zaha Hadid: светящиеся «глетчеры» в Альпах над Инсбруком.


Архитектор с мировым именем – Заха Хадид (Zaha Hadid), возглавляющая лондонское бюро Zaha Hadid Architects, завершила комплексный инсбрукский проект в Альпах.
Кроме нового лыжного трамплина на горе Изель, она создала для этого красивейшего австрийского города еще один архитектурный шедевр.

Новая дорога – железнодорожный фуникулер ведет непосредственно из центра Инсбрука в горы, к самой высокой части города – Хунгербургу. Оттуда, по северной цепной трассе можно подняться на высоту более 2200 м над уровнем моря и, затаив дыхание, полюбоваться сверху великолепным видом нижнего Инсбрука, окружающей альпийской панорамой, отдохнуть, занявшись лыжным спортом, альпинизмом или просто прогуляться по незабываемому ландшафту.
На этом участке дороги Заха Хадид спроектировала четыре остановочные «станции» и мост через реку Инн.
Надземные сооружения станций с причудливыми, как бы текучими формами из стекла напоминают огромные ледяные скульптуры. Мост, который удерживают 2 пилона, расположен на высоте 240 м над  уровнем воды.
Динамичный, футуристический язык форм всего этого комплекса подкреплен профессиональным световым оформлением, органично интегрированным в архитектуру.

Архитекурно-строительное решение всех четырех станций идентично: как будто бы парящие в воздухе огромные структуры растительного происхождения с плавно текучими формами.

На четырех станциях 1200 пластично изогнутых стеклянных панелей образуют объемные футуристические крыши-«шатры». Эти сооружения, кажущиеся скульптурами из снега и льда, своеобразная цитата из окружающего альпийского пейзажа.

Эти шатровые крыши, похожие на скульптуры из снега и льда, покоятся на цокольных основаниях из декоративного бетона (с обнаженными зернами наполнителя). Формальная легкость формы крыш искусно достигнута тем, что большой вылет лепестка верхней «шапки» сужается к основанию, как к пестику цветка.
Изготовлены крыши станций из термоформованных пластин органического стекла, сочлененных стальной каркасной конструкцией и покрытых с внутренней стороны белой эмалью.
Несмотря на зрительно идентичные строительные конструкции, при дизайне формы крыш архитекторам удалось учесть специфику местности, на которой расположена каждая станция, и траекторию цепной трассы.

Заха Хадид так интерпретировала свою концепцию проекта при открытии комплекса:
«…Здесь архитектура – как бы светящая текучесть свободной формы…Нам удалось сделать практически невидимым стальной остов стеклянного покрытия, чтобы возникло ощущение ледяного ландшафта со стекающим глетчером (ледником)… Мы ведь находимся в Альпах…»

Чтобы в вечернее время подчеркнуть легкость объемов надземных шатров станций, они освещены снизу направленным светом. Использованы встроенные в грунт светильники с металлогалогенными лампами холодно-белого света и высоким качеством цветопередачи. Свет хорошо проявляет материальность и глянец панелей шатровой конструкции. Световой поток светильников, отраженный панелями из органического стекла, обеспечивает большую долю основной освещенности (как в нижних зонах станций, так и вокруг них).
Освещение объярчает прилегающую зону пространства, зрительно увеличивая его и создавая привлекающее действие.
Ночью шатровые крыши станций служат визуальными ориентирами в окружающем ландшафте. Кроме того, эти объекты, как цепь светящихся жемчужин, связывают путь аварийной эвакуации вдоль дороги между станциями Alpenzoo и Hungerburg.
Отраженное освещение дополнено прямым светом светильников, углубленных в стены, и специально разработанной архитекторами линейной системой, встроенной в перила ограждения лестниц. В качестве источников света использованы белые светодиоды.

Концепция освещения базируется на трех компонентах. Нижние поверхности  крыш освещаются прямым светом светильников, утопленных в грунт. Этот свет выявляет уникальность архитектурных форм и обеспечивает их  хорошую видимость с далеких расстояний. Световой поток, отраженный  панелями из органического стекла, создает основную долю освещенности в объемах под крышами и на прилегающей территории. Встроенные невысоко над полом настенные светильники увеличивают освещенность на путях передвижения людей. Они создают гармоничный контраст между светлой поверхностью потолка и структурированным распределением яркостей на полу. Все лестницы освещены линейными светодиодными модулями, встроенными в перила и с помощью линзовой оптики интенсивно освещающими ступени и стены. Общая длина светящихся полос на лестницах более 160 м.

Такая органичная интеграция осветительных компонентов в элементы архитектуры повторяется на всех станциях. Общая протяженность перил со встроенными светящими модулями составляет более 160 м.
В нижней части боковых стенок лестниц смонтированы линейные светодиодные светильники. Линзовые насадки концентрируют свет на ступенях лестниц, создавая необходимую освещенность для безопасного спуска или подъема людей.
Кроме освещения станций, специфичной задачей была ночная световая инсценировка моста Innbrücke (через р. Инн). Два пилона освещены таким образом, что ночью их особая форма и наклон символически подчеркивают надежность несущей конструкции. Легкость визуального восприятия статики моста достигнута тем, что скользящим светом освещаются только нижние и верхние участки тросов.
На перилах ограждения моста и его боковых стенках расположены линейные светильники с высокой степень защиты от проникновения воды и пыли. Тело моста, искусно освещенное этими светильниками, извивается над Инном как световая лента, расчаленная пилонами, и отражается в его водах.
Архитектору удался еще и сознательно запланированный динамический эффект, наиболее интересно проявляющийся при наблюдении моста издалека. Вагоны, движущиеся по мосту, интенсивно освещаются светильниками, встроенными в перила. С достаточно большого удаления они воспринимаются как светящиеся объекты, «выныривающие» из туннеля, скользящие над рекой и затем снова исчезающие в туннеле.

Мост через р. Инн, по которому проходит цепная дорога, освещен таким образом, что светом акцентированы все важнейшие фрагменты. Световая  полоса оконтуривает тело моста направленным светом подчеркнута особая форма пилонов в верхней част мягкий скользящий свет позволяет лишь догадываться о наличии несущих тросов.

Автор архитектурного проекта и концепции освещения – Zaha Hadid; реализация систем освещения – Zumtobel.
В различных зонах станций и на мосту использованы как серийные осветительные приборы (Perluce, Scuba, Rain, Panos, FZ), так и светильники, специально разработанные для этого проекта с участием архитекторов (линейные светодиодные модули для подсветки лестничных маршей; светильники, встраиваемые в грунт и в стены).

(Источник информации: «Licht», 2008, № 4, с.286; ”Light live” №1/2008, c.10-15)


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро