ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Концерн Philips: 3800 светодиодных светильников освещают экспонаты собрания реконструированного музея Rijksmuseum (Амстердам, Нидерланды)


13 апреля 2013 года после 10-летней реконструкции в торжественной обстановке при участии королевы Нидерландов был вновь открыт Rijksmuseum.

Фото 1. Rijksmuseum (построен в 1885г., архитектор Питер Кёйперс)

Здание национального музея Нидерландов в Амстердаме построено в 1885 году по проекту голландского архитектора Питера Кёйперса (Pierre Cuypers). Через 123 года со дня основания этой сокровищницы изобразительного искусства и истории культуры проведена кардинальная реконструкция интерьеров здания.
Проект реконструкции, на реализацию которого было инвестировано 375 млн. €, разработан архитектурным бюро Cruz y Ortiz arquitectos (Севилья, Испания). Сегодня в 80 залах и галереях общей площадью 9500 м² размещено около 8000 ценнейших экспонатов из различных эпох.

Фото 2. В атриуме площадью 2250 м² смонтирована новая стеклянная крыша. Атриум вместе с главным фойе создаёт на входе в музей дружественную и гостеприимную атмосферу.

Фото 3-5. Для восстановленного в первоначальном виде зала “Grand Hall” изготовлены специальные кольцевые светильники из кориана. Светодиодные модули и светильники, размещенные в конструкции, создают общее равномерно рассеянное освещение.

Основу художественной коллекции составляют живописные произведения работы голландских мастеров XV—XVII вв. (Рембрандта, Вермеера, Халса, а также де Хоха, Стена, Рёйсдала, ван дер Гельста, ван Скорела и др.). Ожидается, что число посетителей вновь открытого музея может достичь 2 млн. человек ежегодно.

Фото 6-7. Центральная галерея со знаменитыми произведениями Рембрандта, Вермеера и других мастеров голландской живописи ХVII в.

Фото 8. Для рембрандтовского шедевра «Ночной дозор» архитектор Питер Кёйперс предусмотрел специальный зал. При реконструкции картина была возвращена в него и предстала перед посетителями в новом свете.


Разработку проекта нового освещения с использованием светодиодных технологий концерна Philips осуществляло проектное бюро Arup (Лондон) под руководством дизайнера Рогир ван дер Хейде (Rogier van der Heide).

Архитектурные решения обновленных интерьеров и несущих осветительных конструкций были разработаны бюро Willmotte & Ass.SA d′Architecture (Париж) под руководством знаменитого французского архитектора Жана-Мишеля Вильмотта (Jean-Michel Willmotte) при участии бюро Arup. Упомянутые конструктивные системы для осветительных приборов изготовлены фирмой Bronnenberg (Нидерланды).

Наиболее широко использованы светильники направленного света модели “StyliD” и “Fortimo LED Spotlight” и линейные модули «Fortimo LED Strip». В светильниках установлены светодиодные модули “Fortimo LED –SLM-Tight-Beam” и ”LUXEON S LEDs” (Philips Lumileds), включенные в схему питания с драйверами “Xitanium LED”, допускающими плавное изменение светового потока в пределах от 100 до 10%.

Фото 9. В качестве основного осветительного прибора был выбран светильник модели “StyliD” (25W, 1300 lm), всего установлено 3800 шт.

В зависимости от высоты расположения светильников и их удаления от освещаемых экспонатов, использовалась оптика, формирующая круглосимметричные световые пучки с углами рассеяния 5° и 10° или асимметричное светораспределение с эллиптическим сечением светового пучка и углами рассеяния 5°х30°.

Фото 10. Источником света в светильниках являются модули “Fortimo LED Spotlight” (13 W, 640 lm), сертифицированные на соответствие международному стандарту консорциума Zhaga.“

Для управления системой освещения Philips применил свою цифровую светорегулирующую систему “Dynalite DALI“. Комбинация излучений этих модулей позволила получить излучение с цветовой температурой 3000 К и высоким качеством цветопередачи (Ra=95).

Обеспечено практически идеальное воспроизведение широкой цветовой гаммы, характерной для живописи масляными красками: красных, зеленых, голубых, синих, розовых, золотисто-жёлтых, золотисто-коричневых, оранжевых и др. тонов. Спектр излучения применённых светодиодов прекрасно воспроизводит цвет белого мрамора и серебра (ранее, при освещении галогенными лампами таких экспонатов чувствовался лёгкий желтоватый оттенок, похожий на цвет «слоновой кости»).

Фото 11-12. Новое освещение вполне адекватно воспроизводит белые цвета экспонатов. На примере статуи Давида показан моделирующий эффект направленного света, выявляющего динамичную пластику скульптуры. Светодиодное освещение серебряного канделябра: холодный блеск металла и выразительная орнаментика.

Следует обратить внимание на тщательный подбор цветовой отделки стен экспозиционных залов. Архтекторы бюро Willmotte & Ass.SA применили достаточно широкую гамму серых тонов, с которыми хорошо гармонируют золочёные и темные деревянные рамы картин.

Фото 13. Система освещения одновременно выполняет 2 задачи: создаёт яркостные акценты на картинах и выявляет фактуру и архитектурные детали сводчатых потолков. Отражённая компонента освещенности находится в гармоничном балансе с прямым, направленным светом.

Фото 14. В этом зале стеклянные витрины с антибликовым покрытием, разработанные парижским архитектурным бюро Willmotte & Ass.SA d′Architecture, кажутся практически невидимыми. Внимание посетителей сосредоточено на освещённых экспонатах XIX в.

По оценке экспертов, дирекции и кураторов музея, значимым преимуществом новой энергосберегающей системы (кроме высокого светотехнического и эстетического качества освещения) является её полная безопасность для экспонатов – отсутствие воздействия на них ультрафиолетового и направленного теплового излучения светодиодных светильников. Отмечена отличная цветопередача всех цветовых оттенков живописных и других экспонатов.
Большая экономия электроэнергии и снижение расходов на обслуживание светильников – важные достоинства новых осветительных систем, которые позитивно отразятся на бюджете музея.

Фото 15. Впечатляющую картину являет собой уникальное собрание моделей старинных бригантин и других судов, а также коллекция оружия различных эпох.

Фото 16. Исполнительный директор отделения светодизайна концерна Philips - Рогир ван дер Хейде, начиная с 2003 года выполнял различные функции при разработке новых осветительных систем музея.
Здесь он с энтузиазмом рассказывает о них представителям прессы. «...Реализованные системы освещения – это результат нашего тесного сотрудничества с дирекцией, искусствоведами, реставраторами и хранителями музея, отделом культуры и охраны памятников министерства внутренних дел Нидерландов, архитекторами двух бюро – Wilmotte & Associès SA (Париж), Cruz y Oritz arquitectos (Севилья) и светодизайнерами бюро Arup (Лондон)»

Фото 17. Комбинация светодиодных модулей с волоконными световодами: освещение «Кукольного домика» Петронеллы Ортман (1710)


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро