ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Концерн OSRAM Licht AG: уникальный проект в истории музейного освещения – городская галерея “Lenbachhaus” в Мюнхене


Городская галерея “Lenbachhaus” (München, Luisenstraße 33)

Общая концепция реконструкции комплекса “Lenbachhaus”

Franz von Lenbach. Автопортрет (1900)

Построенная в Мюнхене в 1891 году во флорентийском стиле вилла и студия художника Франца Ленбаха (Franz von Lenbach, 1836-1904) стала городской картинной галереей “Lenbachhaus” в 1924 году.

Длившиеся более 4 лет (2009-2013 гг.) кардинальная реконструкция и расширение комплекса зданий "Lenbachhaus" в Мюнхене осуществлялись по проектам, разработанным архитектурным бюро Foster&Partners (Великобритания) под руководством лауреата Притцкеровской премии – сэра Норманна Фостера.

Инвестиции на реконструкцию исторической виллы и строительство нового корпуса, включая инженерное оборудование, составили 59,4 млн.€.

Экспозиция галереи включает в себя произведения немецких и других мастеров живописи различных школ и стилевых направлений (с конца XIX в. до первого десятилетия XXI в).

В залах “Lenbachhaus” размещена уникальная коллекция из 60 произведений художников группы «Голубой всадник» (В. Кандинского, А. Явленского, Г. Мюнтер, Ф. Марка, А. Маке, П. Клее и др.).

Впервые в мировой музейно-галерейной практике осуществлена гибко регулируемая, адаптационная система искусственного освещения экспозиционных залов на базе последних достижений в области светодиодных технологий.

В этой инновационной системе всего использовано более 170 000 шт. светодиодов, она управляется интеллектуальным комплексом регулирования.
Расходы на это светотехническое оборудование составили 4,3 млн.€, из которых 2 млн.€ было выделено Министерством образования и исследований (BMBF).

Сэр Норманн Фостер (Norman Foster), автор архитектурного проекта реконструкции и расширения «Ленбаххауса», сказал, что «...светодиодное освещение в залах мюнхенской галереи – это абсолютно уникальное решение..

Норман Фостер в зале В. Кандинского

Во всех типах осветительных приборах («шедовых» и карнизных светильниках, светильниках в светящих потолках и в светильниках направленного света) использована комбинация из 5 разноцветных светодиодных модулей – с холодно-белым, тёпло-белым, насыщенным красным, голубым и зелёным излучением. Световой поток белых светодиодов мощностью 1 Вт равен 100 лм.

Инженеры фирм Osram и Bamberger отказались от традиционной технологии регулирования яркости светодиодов широтно-импульсно модулированными (ШИМ) сигналами. Причина в том, что при концентрации внимания зрителя на том или ином произведении в случае режима освещения, установленного ШИМ-регулированием, возникают пульсации света с частотой 200-250 Гц. Хотя зрением они не воспринимаются, но опосредованно зрительный отдел мозга их воспринимает и создаётся определённый психологический дискомфорт. Поэтому в галерее была применена технология регулирования стабилизированным постоянным током. Все необходимые сценарии были заложены в память системы стандарта DMX.

Аддитивное смешение разноспектральных излучений пяти светодиодов позволяет в зависимости от соотношения компонент зафиксировать в зале один из возможных 7 вариантов цветовой температуры белого света: от Тц = 3000 К до 6000 К. В регулирующей системе запрограммирована также возможность достижения 13 различных уровней вертикальной освещённости картин в диапазоне Ев = 50-350 лк. (Нижний уровень освещенности был принят для особо светочувствительных экспонатов, более высокая освещенность – для масляной живописи и скульптур).

В процессе наладки осветительных установок в разных залах галереи гибкая регулирующая система позволяла опробовать 91 сочетание параметров “Тц / Ев”. Это очень важное преимущество инновационной технологии, так как в залах с дневным светом интенсивность и его оттенок меняются в течение дня. И вот теперь открывается возможность автоматически «подстраивать» параметры дополнительного искусственного освещения к изменяющися условиям естественного. Вариация режимов освещения может осуществляться также и с планшетного компьютера.

Цветовой оттенок освещения неодинаков в залах с произведениями конца XIX в. и в залах, где находятся картины второй половины XX и начала XXI в.: в первом случае предпочтение было отдано Тц = 3000 К, во втором – от 4500 до 6000 К.

Важно, что при всех вариантах освещения залов, отличающихся уровнем освещенности картин и цветовой температурой излучения светодиодов, общий индекс цветопередачи очень высок – Ra ≥ 95. Высоки и величины специальных индексов цветопередачи, очень важных для воспроизведения красных и голубых цветов (R9 и R12).

До настоящего времени только в редких случаях известно, при каком оттенке света и при каких условиях освещения писали свои великие произведения Микеланжело, Пикассо или Рубенс. Интересно также понять и оценить (со светотехнической точки зрения), при каком дневном освещении создавались ландшафтные пейзажи, например, «Подсолнухи» и «Поле с цветами» Ван Гога.

Преобладающие сегодня в музеях и галереях технологии экспозиционного освещения в большинстве своём не позволяют варьировать цветовую температуру и спектр излучения источников света. Поэтому при традиционном использовании галогенных ламп накаливания или разрядных источников света (люминесцентные лампы или металлогалогенные лампы с фильтрами) картины постоянно остаются освещенными излучением с неизменной цветовой температурой.

Визуальные оценки коллективов нескольких исследовательских групп, включая сотрудников кафедры светотехники Дармштадского университета, позволили сделать некоторые предварительные выводы. Определённые живописные произведения при подборе соответствующего спектра и цветовой температуры источников света, гарантирующих очень высокое качество цветопередачи, воспринимаются зрителями более эмоционально и привлекательно, том числе и за счет усиленного цветового контраста. Такая оценка проведена в галерее «Ленбаххаус» на ряде картин В.Кандинского, отличающихся широкой палитрой цветов различной насыщенности.

”Красное пятно” (1921)

На примере освещения картины В. Кандинского «Красное пятно» (1921 г.) сравнивалось качество цветопередачи применённых светодиодных модулей холодно-белого света (фото А) и люминесцентных ламп с 3-полосным спектром излучения (фото Б).


Фото А

Фото Б

Фото 1. «Шедовое» перекрытие в новом корпусе галереи

В дневное время через вертикальное остекление так называемых «фонарей верхнего света» - шедов (shed-англ.) проникает естественное излучение небосвода (шеды обычно ориентированы на север).
Этот рассеянный дневной свет дополняется излучением линейных светодиодных модулей. Они скрыто смонтированы в нишах вдоль нижнего края остекления, а их световой поток падает на изогнутую поверхность шеда, отражаясь затем в экспозиционный зал. В таких залах достигнут оптимальный температурный баланс (с учётом тепловыделения светильников, теплоизолирующих свойств потолка, стен и режима системы кондиционирования).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фото 2 A. Композиции В. Кандинского (1912)

Фото 2 Б. Зал Кандинского

В залах 2-го этажа нового корпуса (с «шедовой» системой освещения) экспонируются абстрактные композиции Василия Кандинского, одного из самых известных художников мюнхенской группы «Голубой всадник».
Естественный свет небосвода проникает через остекление шедов и дополняется отражённым холодно-белым излучением светодиодных модулей (см.фото1).

Фото 2 B. Почётный гость в галерее в день открытия: новый руководитель Министерства образования и исследований ФРГ (BMBF) – проф. докт. Йоханна Ванка перед картиной Ф.Марка «Голубая лошадь».

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фото 3.

Экспозиционные залы без естественного света. Здесь смонтированы крупноформатные светящие панели или полностью световые потолки со светодиодными модулями, расположенными над светорассеивающей поверхностью.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фото 4.

Светящие панели в зале нового корпуса, где экспонируются произведения современных представителей концептуального искусства (Ceal Floyer, Maria Lassnig, Hanne Darboven).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фото 5.

В залах исторического крыла галереи (с интенсивным дневным светом) искусственное отражённое освещение создаётся светодиодными модулями, которые размещены в карнизах по всему периметру помещения.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фото 6.

В залах бывшей виллы Франца Ленбаха основное внимание уделено мюнхенским художникам конца XIX века. Естественный свет, проникающий через окна, дополняется рассеянным искусственным светом карнизов со светодиодными модулями.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фото 7

Весьма сложной задачей было добиться необходимого качества смешения излучений 5 разноспектральных светодиодов в светильниках направленного света (разработаны Osram AG специально для этого проекта). Рассеиватель диаметром 140 мм содержит 60 000 микролинзовых элементов.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

При разработке проекта освещения галереи особое внимание было уделено обеспечению безопасности и физической целостности экспонатов при длительном облучении (наработка средств освещения в галерее оценивается примерно в 3000 ч /год).
Одним из важных преимуществ светодиодной технологии освещения является то, что при профессиональном и научно обоснованном выборе спектрального состава излучения опасность вредного воздействия оптического излучения на картины минимизирована: отсутствует ультрафиолетовая компонента и исключается направленный тепловой поток.

И тем не менее, для особо светочувствительных экспонатов, по требованию хранителей и искусствоведов, был принят низкий уровень освещенности – 50 лк, многие произведения, написанные масляными красками, а также скульптуры освещены значительно более интенсивно 150-350 лк.

Качественная картина зависимости потенциала повреждения живописных произведений при освещении их источниками света с различным спектральным составом и цветовой температурой излучения приведена ниже:


Сравнение относительного потенциала повреждения музейных экспонатов при освещении источниками света с различной цветовой температурой Тц и разным спектром излучения:

  • обычные и галогенные лампы накаливания,
  • люминесцентные лампы холодно-белого света,
  • светодиодные модули тёпло-белого, нейтрально-белого, дневного света,
  • естественное природное излучение (небосвод).

Потенциал вредного воздействия на произведения живописи светодиодных средств при низкой Тц меньше, чем у ламп накаливания, а при высоких значениях Тц меньше, чем у люминесцентных ламп и дневного света.
Лабораторные исследования были направлены на сравнительную оценку доли голубых и УФ-излучений в спектре нескольких типов источников света: белых светодиодов, компактных люминесцентных ламп, галогенных ламп накаливания и естественного излучения небосвода.

Спектрофотометром фиксировалась интенсивность голубых излучений с λ = 335-525 нм и УФ-компоненты в диапазоне λ = 240-400 нм.
Основной вывод: белый светодиоды, в сравнении с другими исследованными, («неполупроводниковыми») источниками света не имеют в спектре сколь-нибудь ощутимого УФ-излучения и не обладают значимой долей голубого света.
Голубая составляющая в спектре светодиодов значительно меньше, чем у излучения небосвода.
По заключению экспертов, современные типы белых светодиодов и интеллектуальные технологии управления освещением – это не только максимально энергоэффективное решение для музейных экспозиций, но и гарантия отличного качества цветовоспроизведения и надежной безопасности экспонатов.

Благоприятный тепловой режим работы светодиодов был обеспечен архитектурно-строительным решением потолков и оптимальной интеграцией в них светодиодных модулей.

Общий вид модулей, размещенных в нишах шедов («фонарей верхнего дневного света»)


На фотографиях, приведенных ниже, схематично показано (кроме распределения светового излучения) направление воздушных конвекционных потоков, осуществляющих пассивное охлаждение светодиодных модулей.

  1. Зал с системой «шедового» освещения
  2. Зал со светящим потолком
  3. Залы с карнизами отраженного света.

Полезный срок службы светодиодных модулей, по данным Osram, – 50 000 ч (спад светового потока на 20% от начального максимума, но без изменения цветового оттенка света).

Применительно к специфике музейного освещения это в 14 раз превышает полезный срок службы люминесцентных ламп, которые приходится заменять через 3000 – 4000 ч после первого включения (примерно 1 раз в году), так после такого времени наработки искусствоведы и хранители экспозиций начинают фиксировать изменения цветовой гамы живописных произведений. Замена же светодиодов может понадобиться только через 12-13 лет, что ощутимо снизит эксплуатационные расходы.

Авторы проекта
Архитектура – бюро Foster and Partners (Берлин).

Осветительные системы (проектирование) – бюро Licht Kunst Licht (Бонн), концерн Osram AG (Мюнхен), проф. Dietmar Tanterl (художник по свету, дизайнер, Мюнхен), инженерное бюро Bamberger (Пфюнц).

Разработка и изготовление осветительных приборов – Osram AG.

Светорегулирующие приборы и системы – фирма Licht Manufaktur (Берлин), бюро Bamberger, концерн Osram AG.

Научное сопровождение проектам и фотометрическое обследование осветительных установок залов – кафедра светотехники университета Дармштадта, фирма Techno-Team Bildverarbeitung GmbH (Ильменау).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Из экспозиции галереи “Lenbachhaus”



Габриель Макс (слева направо): «Антропологический урок» (1900); Эрнестина Макс, жена художника (1896); Дом художника в Аммерланде (1875).

Хайнрих Мария Хесс. Портрет девочки (1825)
Мориц Келлерховен. Портрет художника Вильгельма Кобеля (1810)
Йозеф Карл Штилер. Автопортрет (1806)
Франц Салес Лохбилер. Мужской портрет (1824)



Ловис Корнет. Автопортрет со скелетом (1896)

Василий Кандинский. Портрет Габриелы Мюнтер (1905)Аугуст Маке. “Турецкое кафе” (1914)

Франц Штук. “Саломея” (1906)

Франц Марк. «Голубая лошадь» (1911)

Картины Василия Кандинского в галерее «Ленбаххаус» и других музеях (выборочный обзор)

"Ахтырка - Осень" (1901) Мюнхен, Городская галерея в Ленбаххаузе

"Русский Витязь" (1902) Мюнхен, Городская галерея в Ленбаххаузе

"Композиция X" (1939) Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн-Вестфалия

"Осенний этюд у Оберау" (1908) Мюнхен, Городская галерея в Ленбаххаузе

"Изар около Grosshessolohe"(1901) Мюнхен, Городская галерея в Ленбаххаузе

"Невеста. Русская красавица" (1903) Мюнхен, Городская галерея в Ленбаххаузе

"Композиция IV" (1911) Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн-Вестфалия

"Вид Мурнау" (1908) Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

"Импровизация 7" (1910) Москва,
Государственная Третьяковская галерея

"Сумерки" (1943) Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма

"Пестрая жизнь" (1907) Мюнхен, Городская галерея в Ленбаххаузе

"Интерьер (моя столовая)" (1909) Мюнхен, Городская галерея в Ленбаххаузе

"Старый город II" (1902) Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро