ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Светодиодные средства освещения музеев и галерей. Опыт практического применения.


“Befreiungshalle” («Бефрайунгсхалле» – “Зал освобождения») – памятное сооружение, построенное по указанию короля Людвига I Баварского на горе Михельсберг близ г. Кельхайм (Нижняя Бавария) в честь победы над войсками Наполеона во время освободительной войны 1813-1815 гг.

Befreiungshalle

Осенью 2013 года археологический музей Кельхайма открыл экспозицию, посвященную 150-летию “Befreiungshalle” и истории его строительства.
В двух залах экспонируются 60 оригиналов эскизов, рисунков и чертежей авторов проекта – архитекторов Фридриха фон Гёртнера (Friedrich von Gärtner) и Лео фон Кленце ( Leo von Klenze).

Естественно, что такие раритеты на бумаге потребовали высокого уровня профессионального проектировании освещения. Необходимо было обеспечить адекватные данной задаче уровни освещенности (> 100-150 лк) и качественную цветопередачу экспонатов при надёжном исключении вредного воздействия света.
Эти требования полностью выполнены с помощью 70 светильников “LEDTouch Tracklight L”, установленных в залах.

Фото 1. “LEDtouch Tracklight L“

Светодиодные модули фирмы Osram Opto Semiconductors излучают тёпло-белый свет (Тц = 2700 К) при общем индексе цветопередачи Rа=95.
В спектре излучения модулей минимизированы опасные коротковолновые компоненты с λ < 450 нм.
Световой поток светильников может плавно регулироваться в пределах от 100 до 5%. Диапазон достигаемых уровней освещенности: 30-1000 лк. Четыре варианта легко заменяемых линз и большое число степеней свободы поворота и наклона головки светильника позволили оптимально осветить каждый экспонат индивидуально.

Фото 2

Фото 3

Фото 4. “Lunis 2® Track”

250 светильников “Lunis 2® Track” (фото 4) установлены в залах мюнхенской художественной галереи “Lenbachhaus”. Этот осветительный прибор был специально разработан для акцентирующего освещения экспонатов в залах этой галереи.

Светильник монтируется на 3-фазном шинопроводе, шарнирный узел позволяет вращать светильник в горизонтальной плоскости в пределах угловой зоны 345° и наклонять его в угловом диапазоне 230°.

В зависимости от специфики осветительной задачи могут быть использованы светодиоды с Тц = 3000 или 4000 К и общим индексом цветопередачи Ra ≥90.
Секционный рассеиватель диаметром 140 мм содержит около 60 000 микролинз, формирующих необходимую кривую силы света. Углы рассеяния светового пучка 2 x 12° или 2 x 25°.

В светильнике применены светодиодные модули “PrevaLED Core Z3”, выпускаемые фирмой Osram Opto Semiconductors и соответствующие международному стандарту консорциума Zhaga.

Использованы светодиоды пяти различных цветов излучения, аддитивное смешение которых позволяет получать белый свет того или иного оттенка.
Световой поток у различных исполнений светильника равен 1700, 2600 и 4200 лм.

Полезный срок службы светодиодов – 50 тыс. ч.

Опции:

  • комплектация интерфейсом DALI, позволяющим использовать цифровую cветорегулирующую систему.
  • интеграция схемы с функцией “Tunable White” – возможность плавного изменения Тц в диапазоне от 2700 до 5500 К

Подробно с особенностями различных регулируемых систем светодиодного освещения в галерее “Lenbachhaus” можно ознакомиться в статьях http://www.k-to.ru/ru/interesting/events/detail.php?ID=2014.
http://www.k-to.ru/ru/interesting/events/detail.php?ID=2041
а также в журнале “Licht” № 7-8/2013, c.16. - Revolutionäres LED-Lichtkonzept für Münchner "Lenbachhaus“; с.20 – LED-Licht im "Lenbachhaus“.

Городская галерея “Lenbachhaus” (Мюнхен). Совмещенное освещение зала с экспозицией картин художников группы «Голубой всадник» и зала В.Кандинского: днём естественный свет небосвода сочетается с регулируемым излучением светодиодных модулей.

фото А

В залах исторического крыла галереи искусственное отражённое освещение создаётся светодиодными модулями, которые размещены в карнизах по всему периметру помещения (фото А ,Б)

фото Б. Общий вид установленных в карнизах регулируемых модулей с 5-ю светодиодами (цветными и белыми).


Аддитивное смешение разноспектральных излучений светодиодов позволяет зафиксировать в зале один из возможных 7 вариантов цветовой температуры белого света: Тц = от 3000 до 6000 К. В регулирующей системе запрограммирована также возможность достижения 13 различных уровней вертикальной освещённости картин в диапазоне Ев = 50-350 лк. (Нижний уровень освещенности был принят для особо светочувствительных экспонатов, более высокая освещенность – для масляной живописи и скульптур).

Сикстинская капелла (Ватикан): фрагмент новой системы освещения фресок великих мастеров эпохи Возрождения.

Светильники с более 7000 светодиодными модулями позволили в 5-10 раз повысить освещенность этих шедевров по сравнению со старой системой. Теперь безопасные уровни освещения достигают 50-100 лк.
При этом полностью исключено вредное воздействие света и вероятность старения красок. Практически идеальное качество цветопередачи (Ra=95) позволило передать тончайшие нюансы цветовой гаммы фресок.
Для достижения этой адекватной цветопередачи необходимо было достичь соответствия спектра излучения светодиодных модулей цветовой гамме фресок.
С этой целью по оригинальной рецептуре были изготовлены пигменты, соответствовавшие тем краскам, которые использовал Микеланджело.
Затем в климатической камере лаборатории Ватиканских музеев образцы с выкрасками пигментов в течение 12 месяцев подвергались тесту старения. Интенсивность облучения образцов в 100 раз превышала тот уровень, которому в течение многих лет подвергались фрески. Эксперты и хранители музеев после указанного времени не обнаружили даже малейших следов старения красок и изменения их цветового тона.
Были также измерены спектральные кривые отражения 280 образцов, которые соответствовали палитре цветовых оттенков фресок. Проведенный тест и измерения стали основой для оптимизации спектров излучения светодиодных модулей и достижения высокого качества цветопередачи.
Линейные светильники скрыто установлены на карнизе (ниже окон), что дало возможность воспроизвести условия дневного, естественного освещения. Специальный тип светораспределения светильников позволил достичь 3-мерности восприятия уникальной росписи потолка.
Весьма важным оказался и экономический аспект модернизации освещения капеллы: потребляемая мощность снизилась на 60%.
Службы эксплуатации освещения Ватиканских музеев обратили внимание на тот факт, что расходы на обслуживание осветительных приборов, расположенных на большой высоте, значительно снизятся благодаря большому сроку службы светодиодов (50 тыс.ч). Более подробно о модернизации освещения Сикстинской капеллы.


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро