 |
На первом Всемирном конгрессе профессиональных светодизайнеров (Лондон, 24-27 октября 2007 г.) жюри PLDA – Международной ассоциации дизайнеров освещения признало лучшим реализованным проектом последних трех лет световую архитектуру мемориала “Postcards” (“Почтовые карточки” ) жертвам теракта 11.09.2001 – жителям нью-йоркского округа Ричмонд на о.Стейтен.
Остров Стейтен (Staten Island) площадью 150 км2 с населением около 400 тыс. человек является частью Нью-Йорка (округ Ричмонд), отделен от города широкой гаванью и удален от Манхэттена на 8 км.
В день трагических событий 11 сентября 2001 года – террористической атаки на Манхэттанский центр мировой торговли (World Trade Center) погибло более 3000 человек, из них – 267 коренных жителей округа Ричмонд.
Художник и архитектор Масаюки Соно (Masayuki Sono) и его коллеги – архитектор Лапшан Фонг (Lapshan Fong) и художник Тошихико Ока (Toshihiko Oka) разработали и осуществили проект мемориала в память погибших – виртуального места «встречи» с жертвами – жителями округа Ричмонд.
Мемориал был открыт на эспланаде Св. Георгия ( St.George) острова Стейтен летом 2004 года. Он символизирует послания душам погибших от родственников и друзей и поэтому получил название “Postcards” («Почтовые карточки»).
Как родилась идея мемориала? Масаюки Соно вспомнил свое детство, когда он жил в Форт-Ли (шт. Нью-Джерси), а его отец работал на Манхэттане – деловом и финансовом центре Нью-Йорка. Позднее, после трагедии 2001 года, архитектором овладело болезненное наваждение – боязнь потерять отца так, как многие утратили своих родных 11 сентября. Это и побудило М.Соно создать памятник, символизирующий духовную связь родственников и друзей с жертвами теракта.
Эту связь архитекторы выразили в виде двух симметрично расположенных гранитных крыльев высотой 14 м, которые, как увеличенные в 267 раз белые почтовые карточки, должны передавать земные послания потерянным душам. Отогнутые верхние углы «крыльев» подобны складкам бумаги на японских рукодельных фигурках (origami).
На внутренних поверхностях «крыльев-открыток», обращенных к проходу между ними, в 6 рядов справа и слева расположены высеченные из гранита силуэтные профили погибших. Рядом с каждым профилем – памятная табличка с именем, фамилией, датой рождения и профессией. «Взоры» профилей обращены к нью-йоркской гавани, в направлении Ground Zero – места на Манхэттене, где возвышались 2 небоскреба World Trade Center.
Мемориал трогает людей своей гуманностью, и, идентифицируя жертв террора, показывает бессмысленность и трагическую случайность этих смертей.
При взгляде на Манхэттен крылья образуют визуальную рамку – своеобразную преграду против забвения трагедии. Днем, когда Солнце освещает профили, они отбрасывают тени на задний фон. В течение всего года земное светило своими лучами бережно согревает памятные регалии.
В вечерние часы внешний вид мемориала преображается: искусно выполненное освещение, усиливает эмоциональное воздействие на присутствующих. Это иллюстрируется приведенными здесь вечерними видами освещенного мемориала.
Авторами светотехнического проекта, отмеченного в 2007 году премией PLDA – Международной ассоциации дизайнеров освещения, были сотрудники нью-йоркского бюро Fischer Marantz Stone – светодизайнеры: Брайан Мосбахер (Brain Mosbacher), Чарльз Стоун (Charles Stone), Кевин Фрэри (Kevin Frary) и Дэвид Буря (David Burya).
Зачастую внешне простая осветительная задача решается ценой больших усилий и требует мобилизации творческого потенциала всего коллектива. В данном проекте дизайнерам удалось найти желаемое решение только после длительных многовариантных расчетов и компьютерного моделирования.
С внешней стороны каждого крыла в постамент встроен ряд из 20 светильников фирмы WE-EF Leuchten GmbH c металлогалогенной лампой мощностью 70 Вт белого света (тип CDM-T, фирма Philips Licht). Их световые пучки как бы пронизывают насквозь крыло - “открытку”, освещая памятные таблички, на фоне которых воспринимаются профили. При наладке осветительной установки удалось выполнить одно из главных требований авторов – максимально равномерно высветить таблички и избежать мешающих теней.
Прецизионно выверенное расположение светильников, оптимально рассчитанные углы рассеяния световых пучков и ориентация их оптических осей позволили достичь задуманного авторами эффекта – исключить двухмерность плоскостного восприятия силуэтов. Сильное эмоциональное воздействие на посетителей мемориала оказывает выявленная светом пластика лиц.
Для ориентации и безопасности в проходе между “карточками” вдоль каждого крыла в постамент встроены миниатюрные светильники с белыми светодиодами.
Ночью белые крылья-«карточки» мемориала воспринимаются не только как призыв к памяти погибших, но и как символ утешения и надежды.
Описанный проект, заслуженно получивший признание международного сообщества светодизайнеров и удостоенный почетного приза, являет собой пример идеального сочетания светотехнического решения с архитектурной композицией.
Источники информации:
www.via.-verlag.com/651.0.html
“Licht”, 2005, № 10, c.804-807
“Licht”,2007, №11-12, с.950-954
|