ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Световая архитектура нью-йоркского мемориала “Postcards” – The Staten Island September 11 th 2001 Memorial получила премию Международной ассоциации дизайнеров освещения.


На первом Всемирном конгрессе профессиональных светодизайнеров (Лондон, 24-27 октября 2007 г.) жюри PLDA – Международной ассоциации дизайнеров освещения признало лучшим реализованным проектом последних трех лет световую архитектуру мемориала “Postcards” (“Почтовые карточки” ) жертвам теракта 11.09.2001 – жителям нью-йоркского округа Ричмонд на о.Стейтен.

Остров Стейтен (Staten Island) площадью 150 км2 с населением около 400 тыс. человек является частью Нью-Йорка (округ Ричмонд), отделен от города широкой гаванью и удален от Манхэттена на 8 км.
В день трагических событий 11 сентября 2001 года – террористической атаки на Манхэттанский центр мировой торговли (World Trade Center) погибло более 3000 человек, из них – 267 коренных жителей округа Ричмонд.

Художник и архитектор Масаюки Соно (Masayuki Sono) и его коллеги – архитектор Лапшан Фонг (Lapshan Fong) и художник Тошихико Ока (Toshihiko Oka) разработали и осуществили проект мемориала в память погибших – виртуального места «встречи» с жертвами – жителями округа Ричмонд.
Мемориал был открыт на эспланаде Св. Георгия ( St.George) острова Стейтен летом 2004 года. Он символизирует послания душам погибших от родственников и друзей и поэтому получил название “Postcards” («Почтовые карточки»).

Как родилась идея мемориала? Масаюки Соно вспомнил свое детство, когда он жил в Форт-Ли (шт. Нью-Джерси), а его отец работал на Манхэттане – деловом и финансовом центре Нью-Йорка. Позднее, после трагедии 2001 года, архитектором овладело болезненное наваждение – боязнь потерять отца так, как многие утратили своих родных 11 сентября. Это и побудило М.Соно создать памятник, символизирующий духовную связь родственников и друзей с жертвами теракта.
Эту связь архитекторы выразили в виде двух симметрично расположенных гранитных крыльев высотой 14 м, которые, как увеличенные в 267 раз белые почтовые карточки, должны передавать земные послания потерянным душам. Отогнутые верхние углы «крыльев» подобны складкам бумаги на японских рукодельных фигурках (origami).
На внутренних поверхностях «крыльев-открыток», обращенных к проходу между ними, в 6 рядов справа и слева расположены высеченные из гранита силуэтные профили погибших. Рядом с каждым профилем – памятная табличка с именем, фамилией, датой рождения и профессией. «Взоры» профилей обращены к нью-йоркской гавани, в направлении Ground Zero – места на Манхэттене, где возвышались 2 небоскреба World Trade Center.

Мемориал трогает людей своей гуманностью, и, идентифицируя жертв террора, показывает бессмысленность и трагическую случайность этих смертей.
При взгляде на Манхэттен крылья образуют визуальную рамку – своеобразную преграду против забвения трагедии. Днем, когда Солнце освещает профили, они отбрасывают тени на задний фон. В течение всего года земное светило своими лучами бережно согревает памятные регалии.
В вечерние часы внешний вид мемориала преображается: искусно выполненное освещение, усиливает эмоциональное воздействие на присутствующих. Это иллюстрируется приведенными здесь вечерними видами освещенного мемориала.
Авторами светотехнического проекта, отмеченного в 2007 году премией PLDA – Международной ассоциации дизайнеров освещения, были сотрудники нью-йоркского бюро Fischer Marantz Stone – светодизайнеры: Брайан Мосбахер (Brain Mosbacher), Чарльз Стоун (Charles Stone), Кевин Фрэри (Kevin Frary) и Дэвид Буря (David Burya).

Зачастую внешне простая осветительная задача решается ценой больших усилий и требует мобилизации творческого потенциала всего коллектива. В данном проекте дизайнерам удалось найти желаемое решение только после длительных многовариантных расчетов и компьютерного моделирования.
С внешней стороны каждого крыла в постамент встроен ряд из 20 светильников фирмы WE-EF Leuchten GmbH c металлогалогенной лампой мощностью 70 Вт белого света (тип CDM-T, фирма Philips Licht). Их световые пучки как бы пронизывают насквозь крыло - “открытку”, освещая памятные таблички, на фоне которых воспринимаются профили. При наладке осветительной установки удалось выполнить одно из главных требований авторов – максимально равномерно высветить таблички и избежать мешающих теней.
Прецизионно выверенное расположение светильников, оптимально рассчитанные углы рассеяния световых пучков и ориентация их оптических осей позволили достичь задуманного авторами эффекта – исключить двухмерность плоскостного восприятия силуэтов. Сильное эмоциональное воздействие на посетителей мемориала оказывает выявленная светом пластика лиц.
Для ориентации и безопасности в проходе между “карточками” вдоль каждого крыла в постамент встроены миниатюрные светильники с белыми светодиодами.
Ночью белые крылья-«карточки» мемориала воспринимаются не только как призыв к памяти погибших, но и как символ утешения и надежды.

Описанный проект, заслуженно получивший признание международного сообщества светодизайнеров и удостоенный почетного приза, являет собой пример идеального сочетания светотехнического решения с архитектурной композицией.

Источники информации:

  • www.via.-verlag.com/651.0.html
  • “Licht”, 2005, № 10, c.804-807
  • “Licht”,2007, №11-12, с.950-954

  • возврат к списку статей

    версия для печати
     
    © 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
    музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро