ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Уникальная архитектура и освещение Музея исламского искусства в столице эмирата Катар


Лауреат Притцкеровской премии – американский архитектор (китайского происхождения) – Ио Минг Пей (Ioeh Ming Pei, рожд.1917) стал автором проекта «Museum of Islamic Art – Doha» (Музей исламского искусства в Дохе – столице эмирата Катар).

    

Ио Минг Пей в 1945-1948 гг. был одним из студентов Вальтера Гропиуса в Высшей школе дизайна Гарвардского университета (США).

В. Гропиус (1883-1969) – немецкий архитектор, основатель знаменитой школы строительства и художественного конструирования “BAUHAUS” (1926-1933 гг., Веймар, Дессау). В.Гропиус, (вместе с Ле Корбюзье и Людвигом Мисс ван дер Роэ) считается создателем основ современной архитектуры.

В процессе работы над проектом Ио Минг Пей в течение нескольких месяцев тщательно изучал особенности исламского строительного искусства в городах Арабского Востока. В частности, были тщательно проанализированы стилевые особенности мечети Ибн-Тулуна в Египте и комплекс Альгамбра в Гранаде, а также сооружения в Тунисе, Марокко и Кордобе.

Эти творческие командировки ставили целью воплотить эссенцию этой архитектуры в престижном проекте, реализацию которого курировал шейх Хамад бен Халиф Аль Тани (Hamad bin Khalifa Al Thani).

Официальное открытие музея состоялось в конце 2008 года. Затем, в течение почти пяти лет интерьер подвергался изменениям и окончательно все незавершённые работы были закончены в 2014 году. Музей считается единственным в регионе Персидского залива, в полной мере раскрывающим весь мир арабского искусства с VIII по XIX вв.

В экспозиции представлена коллекция, собиравшаяся более 20 лет (с конца 1980-х гг.) и включающая в себя рукописи, художественный текстиль, оружие, керамику. Это одна из самых полных коллекций исламских артефактов в мире, предметов, найденных или ведущих своё происхождение из Испании, Египта, Ирана, Ирака, Турции, Индии и Центральной Азии.

Общая площадь музея, занимаемого им на насыпном острове, составляет 35 000 м², он находится на южной оконечности гавани Доха. Сколь величественен и уникален реализованный проект наглядно иллюстрируют приведенные фотографии.

Монолит здания образуют огромные кубы известняка с типичными для арабской архитектуры формой окон. В оформлении интерьера используются геометрические орнаменты, характерные для исламско-арабской графики.
Все строительные и отделочные материалы очень дороги, но при этом интерьер лаконичен и сдержан (чрезмерная роскошь, свойственная арабам, отсутствует).

Проект освещения разработан компанией Fisher Marantz Stone Architectural Lighting Design (New York).

Центральное место отведено огромному атриуму, связывающему все галереи интерьера и в дневное время буквально наполненному естественным светом.

Настоящий “HighLight” в интерьере музея – это гигантская люстра-светильник, подвешенная в атриуме.
Светящее декоративное кольцо диаметром 12 м снабжено изумительно изящным орнаментом, характерным для арабского стиля декоративного искусства.

Люстра, являясь полноценным элементом архитектуры атриума, гармонично сочетается с формой лестничного марша, ведущего на галереи.

  

Поднимаясь по нему, посетители оказываются перед огромным (высотой 45 м) фацетированным окном, из которого открывается вид на Персидский залив.

  

Эмир Катара объявил конкурс на изготовление экстравагантной конструкции люстры по эскизам Ио Минг Пея. Победителем оказалась фирма RSL Lichttechnik GmbH из небольшого германского города Санкт-Августин. Изготовление люстры длилось почти 13 месяцев.

Сотрудники рабочей группы архитектора регулярно посещали фирму, контролируя статическую надёжность конструкции массой около 30 т.

И.М. Пей признал отличным качество выполнения работ немецкими конструкторами и монтажниками.

На немецкоязычном портале "On-light.de" осветительная система музея признана "Проектом декабря 2015 года".

________________________________

Исла́мская архитекту́ра является сочетанием различных архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в раннеисламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII в. и развился в период средневековья в Северную Африку, Испанию, Малую Азию, Индию и Иран, Среднюю Азию и Кавказ. Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию.

  

Своё видение роли света в архитектуре И.М. Пей изложил в фильме "Learning from Light: The Vision of I.M. Pei" (2011, Bo Landin & Sterling Van Wagenen, U.S.)

  

Уникальному проекту в истории музейной архитектуры посвящена книга, вышедшая в германском издательстве “Prestel Verlag”


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро