ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Новое освещение фрески Леонардо да Винчи – «Та́йная ве́черя» на стене миланского монастыря «Санта Мария дель Грацие»)


Фото 1. Доминиканский монастырь «Santa Maria delle Grazie» (в 1980 году включён ЮНЕСКО в перечень сокровищ мировой культуры).

«Та́йная ве́черя» или «Последнее причастие» (итал. Il Cenacolo, L’Ultima Cena) (фото 2) – это сцена последнего ужина Христа со своими учениками. По евангелие от апостола Иоанна (четвертой книги Нового Завета) Иисус предсказывает предательство одного из его апостолов.

Фото 2. «Тайная ве́черя» («Последнее причастие») 1494-1497 (4.6 х 8,8 м).

На фреске изображен момент, когда Иисус Христос сообщает своим ученикам, что апостол Иуда, сидящий от него вторым по правую руку, предаст его. Иуда левой рукой тянется к тому же блюду, что и Иисус, а в правой – сжимает мешочек с серебром. Для получения жизнеподобия и точности Леонардо долгое время наблюдал за позами и выражениями лиц своих современников в различных ситуациях.

Фреска написана великим мастером эпохи Возрождения в 1494 -1497 гг. на стене рефекториума доминиканского монастыря «Santa Maria delle Grazie» (фото 1) для своего покровителя – герцога Миланского Людовико Мария Сфорца, при дворе у которого Леонардо да Винчи завоевал славу умелого живописца.

Ludovico Maria Sforza, герцог Миланский (1452-1508)
(меценат Леонардо да Винчи)

До сих пор ученые-искусствоведы считают «Та́йную ве́черю» величайшим произведением мирового искусства. Даже в эпоху Леонардо да Винчи фреска считалась его лучшей работой. Выполнена она на сухой штукатурке с помощью толстого слоя яичной темперы. Из-за использования этого непрочного пигмента красочный слой начал разрушаться уже примерно через 20 лет после его нанесения.
За время своего более чем 500–летнего существования фреска была неоднократно повреждена:
• самими доминиканскими монахами (которые отрезали нижнюю часть изображения вместе с ногами Иисуса и ближайших апостолов),
• войсками Наполеона (они превратили монастырь в конюшню и бросали камни в головы апостолов),
• бомбами, взорвавшимися на крыше во время Второй Мировой войны.

Позднее реставраторы многократно старались исправить нанесенные повреждения, но желаемый результат не был достигнут.
И только в конце XX века – в 1999 году – длительная (почти 20-летняя) реставрация удалила все предыдущие неудачные попытки восстановления и исправила причиненный фреске ущерб. Но, несмотря на это, сегодняшняя «Та́йная ве́черя» – это лишь тень шедевра, созданного великим живописцем.
Большинство исследователей творчества Леонардо да Винчи пришли к мнению, что идеальной зоной для созерцания картины – это удаление от неё на 9 м и на высоте 3,5 м от уровня пола.
Почти 20 последних лет фреска освещалась отраженным светом галогенных ламп накаливания, а затем – люминесцентных ламп с улучшенной цветопередачей.
На фото 3 показан осуществленный в 2014 году вариант модернизированного освещения.



Фото 3

В новой системе освещения фирма iGuzzini illuminazioni s.r.l. применила светильники модели “PALKO” (фото 4), укомплектованные RGBW-модулями светодиодов последнего поколения, изготовленными по технологии СоВ. Светильник оснащен встроенным регулятором светового потока (управление по стандарту DALI).

Фото 4. "PALCO“ (34 Вт, 3000 лм, 3400 К)

Часть светильников смонтированы вне поля зрения посетителей – на шинопроводе, расположенном ниже нижнего края фрески и на расстоянии от неё примерно на 3 м. Эти светильники освещают прямым светом, как фреску, так и нижнюю зону стены под ней.
Кроме того, у стен, на специальных стойках расположены светильники, создающие дополнительную, отраженную компоненту освещения.

Сплошной спектр излучения и его тёпло-белый оттенок с Тц = 3400 К обеспечил адекватное воспроизведение всей широкой цветовой гаммы фрески и, что, очень важно – цветов мелких деталей.
Не только общий индекс цветопередачи Ra, но и величины специальных индексов R1-14 весьма высоки – в большинстве случаев они превышают 90, как это иллюстрируют гистограммы на фото 6.

Достоверно воспроизведены как «холодные» (голубоватые) оттенки, так и «теплые» (розовые и красные) цвета.

Специальный индекс цветопередачи красных контрольных образцов – R9 > 90 гарантирует очень хорошую цветопередачу одеяний Иисуса. Это достигнуто необходимой долей излучения в области λ = 680-740 нм (у большинства серийных светодиодных модулей в этой зоне недостаточно интенсивное излучение).
Кроме того, эксперты отметили дифференцированное восприятие всех цветов красок, что дало возможность подчеркнуть перспективу композиционного строя сюжета.

Фото 6. Величины общего индекса цветопередачи Ra и практически всех специальных индексов превышают 90.

Авторы проекта новой системы выполнили все светотехнические, тепловые и микроклиматические требования, регламентируемые в Италии и в ЕС для особо чувствительных к оптическим излучениям произведениям искусства (величина средней освещенности фрески в имеющихся публикациях не указана).

Новая система освещения позволила достичь 80%-ной экономии электроэнергии: установленная мощность осветительных приборов снизилась с 3400 до 570 Вт, при этом уровень средней вертикальной освещенности остался неизменным и абсолютно безопасным для темперной живописи.
Естественно, что и температурный режим в объеме рефекториума стал более благоприятным для дальнейшей сохранности фрески.

Весь необходимый комплекс светотехнических, тепловых и микроклиматических измерений был проведен сертифицированной лабораторией Итальянского института по проблемам консервации и реставрации произведений искусства (ISCR).

При реализации проекта нового освещения фрески «Та́йная ве́черя» специалисты iGuzzini использовали свой богатый, более чем 20-летний опыт по проектированию и оборудованию модернизированных систем освещения ценнейших архитектурных и культурных памятников прошлых веков в различных провинциях Италии (Бергамо, Комо, Павиа, Милан, Монца, Варезе, Сондрио, Лоди ).


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро