ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Новое освещение в музее “MAURITSHUIS” (Гаага, Нидерланды)


Бывший дворец аристократии “MAURITSHUIS” был построен в XVII в. и со временем стал королевской картинной галереей с великолепным собранием живописи фламандских и голландских мастеров. В конце 2014 года музей открылся после годичной реставрации.

В собрании музея 800 картин, среди которых шедевры Рембрандта (в то числе, «Урок анатомии д-ра Тульпа», Яна Вермера («Вид Дельфта», «Девочка с жемчужной серёжкой»), натюрморты А.Босхарта др.

В последние годы наблюдается повышенное внимание к творчеству Я.Вермеера, количество посетителей в нидерландских музеях с его работами (в том числе и в “MAURITSHUIS”) значительно увеличилось.

В связи с этим растёт потенциал повреждения живописи, вызванный возрастанием тепловой нагрузки на экспозиционные залы, особенно с относительно небольшими объемами.

Повысить эффективность системы кондиционирования воздуха в музее “MAURITSHUIS” по ряду технических причин не удалось. Поэтому проведенная модернизация освещения с применением светодиодных технологий, кроме известных преимуществ, позволила еще и резко снизить тепловую нагрузку на экспонаты.

Амстердамский светодизайнер Ханс Вольф (Hans Wolff) совместно с кураторами и реставраторами музея после тщательного анализа рынка светодиодных светильников, пригодных для музейного освещения, и их контрольных испытаний остановили свой выбор на моделях “Art LED” фирмы Light Projects (Лондон) и “Vivid MR16” фирмы Soraa (Фермонт, шт. Калифорния, США).

"Art LED T Spotlight" экспозиционное освещение, светильники установлены на 3-фазных шинопроводах

LED-модуль: Xicato XSM Artist 95+;
Потребляемая мощность – 32 Вт;
Рабочий ток – 1050 мА;
Световой поток светильника – 1300 лм;
Цветовая температура излучения – 3000 К;
Общий индекс цветопередачи – Ra= 98;
Специальный индекс (цветопередача красных насыщенных цветов) – R9 = 97
Угол рассеяния светового пучка – 27°;
Полезный срок службы – 35 000 ч.

======================================================================

«Soraa LED Vivid MR16 - GU5.3» (во встроенных в потолок светильниках, освещающих музейный магазин и другие помещения)
Мощность – 10 Вт;
Световой поток – 270 лм;
Осевая сила света – 6000 кд;
Угол рассеяния светового пучка – 36°;
Цветовая температура излучения – 2700 К
Индексы цветопередачи: общий – Ra = 95, для красных насыщенных цветов – R9 = 95;
Полезный срок службы – 35 000 ч.


Сопоставление спектров тёпло-белого излучения (сверху вниз):
• LED-модуль «Soraa Vivid»,
• галогенная лампа накаливания
• LED-модуль с Ra = 80

======================================================================
В светильниках «ArtLED» используются светодиодные модули “Xicato Artist” с цветовой температурой излучения 2700 К и очень высоким качеством цветопередачи.



Спектр тёпло-белого излучения светодиодного модуля “XICATO ARTIST”

Сегодня это единственный LED-модуль, у которого величина общего и большинства специальных индексов цветопередачи превышает 95 (!).
(Ra = 98, R9 = 98, R11 = 98, R14 = 98, R6 = 97, R12 = 88).

Quentin Buvelot, главный куратор музея, высоко оценил новую систему освещения.
«...Плохой свет может основательно испортить любую постоянную или временную экспозицию...Профессионально выполненное освещение – это не только необходимые условия для полноценного восприятия картин и других экспонатов, но и важный фактор для создания гостеприимной атмосферы, привлекающей людей в музей...
...Многие живописные произведения, среди которых, например, «Девочка с жемчужной серёжкой» Я. Вермеера, и «Щеглёнок» К. Фабрициуса, содержат очень ценные с искусствоведческой точки зрения миниатюрные фрагменты и детали... И только правильное освещение может помочь заинтересованному зрителю адекватно воспринять и тщательно изучить их ...»
Высокого качества освещения удалось добиться после многократных тестов различных светодиодных светильников, освещая ими реальные экспонаты. Это относится прежде всего к двум упомянутым выше картинам.
Светодизайнер Ханс Вольф так резюмировал оценки реализованного проекта: «…У посетителей – завсегдатаев музея под воздействием нового света создалось впечатление, что во время реставрации все картины были «очищены» и интенсивность их освещения была повышена… На самом деле – это своеобразный «оптический обман»…
…Максимальный уровень освещённости в плоскости картин остался неизменным – 150 лк…
…Несмотря на это, цветовая палитра воспринимается более яркой и лишённой вуали, характерной для старой живописи…
…Передача всех цветовых оттенков заслуживает самых лестных оценок…Великолепно воспроизводятся не только красные цвета [R9] (это – проблема для большинства светодиодных средств экспозиционного освещения), но и ощутимо «оживают» зеленые [R11, R14] и голубые [R6, R12] …»

Светодиодные средства освещения использованы не только в экспозиционных залах реставрированного музея.
Лампы «Soraa LED Vivid MR16» установлены в светильниках прямого света (типа «downlight»), освещающих музейный магазин, вестибюль и другие помещения.

Из собрания галереи музея “MAURITSHUIS"


Ян Вермеер (1632-1675 )
«Девочка с жемчужной серёжкой» (1665)
Карел Фабрициус (1622-1654)
“Щеглёнок” (1654)

Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
«Урок анатомии доктора Тульпа» (1632)

Jan Davidsz de Heem – Vase of Flowers


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро