
Hessiches Landesmuseum Darmstadt
Историческое здание в стиле неоклассицизма – Hessiches Landesmuseum в Дармштадте строилось в 1897-1902 гг. по проекту немецкого архитектора Альфреда Месселя (1853-1909). Открытие музея состоялось в 1906 году. В 1984 году к основному зданию присоединён дополнительный корпус (архитектор Райнхольд Каргель) – в нём теперь размещена картинная галерея (живопись мастеров от средних веков до 1945 года).
После очередной кардинальной реконструкции, длившейся почти 7 лет, музей вновь открылся в сентябре 2014 года. Сегодня Hessiches Landesmuseum – один из самых больших и многопрофильных музеев мира.
Суммарная площадь залов на четырёх этажах – 9000 м², в постоянной экспозиции размещено более 100 000 экспонатов из истории культуры, искусства, прикладных промыслов, естествознания (это только 1/10 часть из общего количества объектов, имеющихся в запасниках музея).

Основные разделы экспозиции:
• История изобразительного искусства от древнего мира до конца ХХ века (живопись, графика, скульптура);
• Геология;
• Археология;
• Палеонтология;
• Зоология, естествознание;
• Минералогия.

Проект освещения экспозиционных залов разработан проектными бюро Kardorff Ingenieure Lichtplanung GmbH (Берлин) и Peter Andres Beratende Ingenieure fÜr Lichtplanung (Гамбург).
Поставщики осветительных приборов и отдельных компонентов систем освещения:
-
Hoffmeister Leuchten GmbH (Шальксмюле, Германия) – светильники акцентирующего и общего освещения, шинопроводы;
-
Roblon A/S (Фредериксхавн, Дания); Zumtobel Lighting GmbH (Дорнбирн, Австрия); XAL GmbH ( Грац, Австрия) – освещение витрин (волоконные световоды, вводные устройства);
-
Interferenz Lichtsysteme GmbH (Тёнисворт, Германия) – подвесные светильники кольцевой формы в готической капелле.
Из приведенных фото можно видеть сколь разнообразно собрание музея: (церковные алтари и другие аксессуары сакральных сооружений, рыцарские доспехи, старинное оружие, рыцарские одежды, живописные полотна различных эпох и скелетов представителей древней фауны).



Каждый раздел экспозиции потребовал тщательного анализа специфики экспонатов и выбора соответствующего, в каждом случае индивидуального подхода к выбору варианта освещения объектов (от археологических находок до современной живописи).




Для акцентирующего освещения экспонатов наиболее широко применены различные исполнения светодиодного светильника серии «gin.o» фирмы Hoffmeister Leuchten (на фотографии показана одна из модификаций).

Светодиодный светильник из серии “gin.o” фирмы Hoffmeister Leuchten GmbH
• Потребляемая мощность – 28 Вт;
• Световой поток – 2400 лм;
• Цветовая температура излучения – 4000 К;
• Стабильность цветности белого излучения – SDCM < 3 (менее трёх стандартных порогов цветоразличения на цветовом графике с эллипсами Мак-Адама);
• Угол рассеяния светового пучка – 23°;
• Оптическая система состоит из линзы и коллиматора;
• Общий индекс цветопередачи Ra > 90;
• Полезный срок службы – 50 000 ч (по критерию L90 / B10);
• Диапазон изменения светового потока от 100 до 0,5% (в адаптер встроен электронный драйвер стандарта DALI)
• Степень защиты – IP20;
• Максимально допустимая температура окружающего воздуха +35°С;
• Размеры: 221 х 84 х 238 мм;
• Масса – 2,2 кг.
• Светильники установлены на 3-фазных шинопроводах модели «control.x», допускающих управление режимами излучения светодиодов через интерфейс DALI;
• Конструкционные материалы: корпус – алюминий, адаптер – полиэфирная пластмасса, армированная стекловолокном.
В зависимости от характера и цвета экспонатов применены светильники с двумя значениями цветовой температуры – 3000 К или 4000 К. Сменная оптика дала возможность использовать светильники с различными угловыми размерами световых пучков («spot», «medium», «flood»).
Внутренняя подсветка экспонатов в целом ряде стеклянных витрин выполнена с помощью устройств на базе волоконных световодов, в которых в качестве источников света использованы белые светодиоды с линзовой и отражательной оптикой. В части витрин экспонаты освещаются извне – светильниками направленного света на шинопроводах.

В готической капелле с красивейшими витражами установлено два подвесных, специально созданных для музея кольцевых светильника диаметром 1,7 м. Светодиодные модули на верхнем профиле кольца высвечивают свод потолка и создают мягко рассеянный отраженный свет. Излучение нижних модулей дополняет свет, выходящий из витрин, и обеспечивает безопасность перемещения в зале.


В этом зале размещён уникальный экспонат – подлинный скелет мамонта в натуральную величину.

Для достижения необходимого моделирующего эффекта (3-мерного восприятия освещаемого объекта) использована так называемая «верхне-боковая» система освещения.
Эти светильники, установленные на потолочных шинопроводах, дополнены ещё двумя, встроенными в покрытие постамента. Неизбежные при направленном свете тени (на колоннах и потолке) всё же не мешают целостности восприятия экспоната.
|