ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Проект освещения музея искусств в Аренсхопе (Германия) – лауреат конкурса “Lichtdesign-Preis 2015” и четырёх премий


Аренсхоп (Ahrenshoop) – бывший посёлок в рыбацкой деревне на полуострове Fischland-Darß-Zingst (побережье Балтийского моря), впервые упомянут в исторических летописях в 1311 году.
Cегодня – это коммуна (германская земля Мекленбург – Передняя Померания) с населением не более 800 чел.
В конце XIX-начале ХХ в. Аренсхоп был «колонией» немецких художников и художниц, здесь они черпали сюжеты для своих картин из окружающей природы: море, дюны, лес, деревья, искривлённые ветром...


Paul Müller-Kaempff. (1900)
"Ostseedünen" «Дюны на побережье Балтийского моря»


Marianne von Werefkin (1911)
"Die Steilküste von Ahrenshoop" – «Крутой берег в Аренсхопе»

30 августа 2013 года состоялось торжественное открытие Музея искусств “Kunstmuseum Ahrenshoop”.



Проект освещения музея – "Lighting of the Ahrenshoop Museum of Art" удостоен нескольких почётных премий:
• «Winner jury award daylight 2015» [Der Deutsche Lichtdesign-Preis]
• «Iconic-Award 2014 – Project of the Year» [ Rat für Formgebung, Deutschland]
• «Award of Merit 2015» [IALD-International Ass. of Lighting Designers,USA]
• «Award of Merit 2014» [GE Edison – General Electrics, USA]
• «Winner Best Lighting Installation 2015» [AZ Awards – Azure Magazine, Canada]


Бюро Licht Kunst Licht (Берлин) – авторы проекта освещения музея, – лауреаты премии "Lichtdesign-Preis 2015" и звания "Lichtdesigner des Jahres 2015". Руководитель и владелец бюро – проф. Андреас Шульц (крайний слева), входящий в число лучших европейских светодизайнеров.

Общий бюджет строительства и оборудования музея составил 6,4 млн. евро, в том числе 0,1 млн. евро пришлось на совмещенную систему естественного и искусственного освещения.
Общая экспозиционная площадь музея – 900 м². В залах размещено более 500 живописных полотен, графических работ и скульптур, в том числе и из частных коллекций.
Наряду с картинами и этюдами аренхопских «колонистов» (1895-1969): Elisabeth von Eicken, Paul Müller-Kaempff, César Klein, Alfred Partikel, Ernst Wilhelm Nay, Karl Hofer, Edmund Kesting, Wolfgang Mattheuer), в постоянной экспозиции и на временных выставках демонстрируются произведения классического модерна и современного искусства (с 1940 года до настоящего времени).
Особенность и ценность собрания музея состоит в том, что оно содержит множество великолепных картин, отражающих историю немецкой живописи с конца XIX в. и всего ХХ в., которой до сих пор уделялось незначительное внимание, а теперь творчество 80 национальных мастеров заново открывается широкой общественности.
Новая архитектура музея потребовала и новых идей для обеспечения зрительного комфорта посетителям как в дневное, так и в вечернее время в течение всего года. Стратегия максимального использования в новом музее естественного освещения осуществлялась коллективом Licht Kunst Licht AG (Берлин) в творческом диалоге с архитекторами бюро STAAB Archtekten.
На фото 1 представлен поперечный разрез одного из залов музея, на котором показаны основные конструктивные элементы верхнего светопроёма и оптическая схема перераспределения естественного света (излучения Солнца и неба).

Фото 1. Конструктивные элементы верхнего светопроёма: выдвижной солнцезащитный экран; жалюзи для ослабления доли естественного света; двойное остекление.

Прошедший через этот светопроём световой поток, претерпевает диффузно рассеянное отражение от плоскостей перекрытия, наклонённых под углом 60° по отношению к горизонтали. Часть света попадает непосредственно на стены.          


Кроме элементов солнцезащиты и дозировки дневного света, в верхнем светопроёме герметично зафиксированы светопропускающие панели с призматической фактурой (фото 2).

Фото 2.

Призмы осуществляют перераспределение прошедшего сверху света под некоторыми углами с тем, чтобы его максимальная часть попала на перекрытие, а затем отразилась от него в объем зала. Таким образом ограничивается и яркость панелей в направлении их возможного наблюдения.
Со светорассеивающими панелями совмещены линейные светодиодные модули с белым излучением. Они скрыто (как это видно на фото 2) расположены по периметру панелей и создают дополнительную долю отраженного света, которая может регулироваться.

Фото 3.

Светлая и матовая отделка наклонных поверхностей потолка и стен за счет мягкого рассеянного отражения способствует насыщению зала светом (достаточного уровня средней цилиндрической освещенности) и созданию практически бестеневой среды (см. фото 3, 4, 5).

Фото 4.

Уровни безопасной для экспонатов вертикальной освещенности стен могут лежать в залах в пределах от 50 до 250 лк – в зависимости от степени светочувствительности живописных произведений (акварель, графика, масляные краски).
После обследования характеристик описанной системы оказалось необходимым установить дополнительные светильники акцентирующего освещения.
Архитекторы и светоинженеры-проектировщики остановили свой выбор на уже апробированном осветительном приборе фирмы ERCO – светодиодном светильнике направленного света модели «OPTON» (его общий вид и основные функциональные параметры приведены на фото 6).
Эти светильники установлены на шинопроводах вдоль длинных сторон потолочных панелей (фото 5).

Фото 5

Фото 6.

Светодиодный светильник «Opton» (ERCO) (с гибридным регулируемым светодиодным модулем «RGBW-Varychrome»).

  • Потребляемая мощность – 24 Вт (27 Вт – с учётом потерь в драйвере);
  • Световой поток – 2400 лм;
  • Цветовая температура излучения – 3000 К;
  • Общий индекс цветопередачи Ra ≥ 90;

Полезный срок службы светодиодов – 50 тыс. ч (по критерию L80/B10)
Тип линзы – «Spherolit lens flood», коллиматорная линза – из оптического полимера.
Цветосмеситель – DALI RGBW varychrome colour mixing.
Масса светильника 1,17 кг.

Характеристики тепло-белого модуля:

  • Световой поток – 960 лм;
  • Цветовая температура излучения – 3000 К;

Характеристики цветных светодиодных модулей:

  • Красный – световой поток – 300 лм, λ = 620-640 нм, насыщенность цвета S=99%;
  • Зелёный – световой поток – 807 лм, λ = 525-535 нм, насыщенность цвета S=77%;
  • Голубой - световой поток – 303 лм, λ = 465-475 нм, насыщенность цвета S=97%;

Полезный срок службы светодиодов – 50 тыс. ч (по критерию L80/B10)

Из постоянного собрания “Kunstmuseum Ahrenshoop”

Elisabeth von Eicken. Frühling (1895)

Paul Müller-Kaempff. Abendstimmung am Darß (1898)

Alfred Partikel, Am Sonntagmorgen. (1922)

Wolfgang Mattheuer, Familie am Strand (1969)


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро