События
|
“БАУХАУС” – ЧТО ЭТО? или КТО ЭТО?
В нескольких публикациях о новых моделях светильников нами упоминался “Баухаус” как дизайнерский стиль той или иной конструкции осветительного прибора. Напомним об истории возникновения этого наименования.
“BAUHAUS” – так называлась Высшая школа строительства, архитектуры и художественного конструирования, основанная в 1919 году в Веймаре (Германия) Вальтером Гропиусом – теоретиком архитектуры и конструктором. “Баухаус” просуществовала до 1933 года, когда была упразднена режимом третьего рейха.
Члены этой школы, руководителями и активными деятелями которой были В. Гропиус, Х. Майер, Л. Мисс Ван дер Роэ, утверждали эстетику функционализма (form follow function – “форма определяется функцией”), разрабатывая принципы современного формо-образования в строительстве зданий и инженерных сооружений, архитектуре и дизайне и формирования материально-бытовой среды средствами пластического искусства.
Весьма ценное наследие оставлено школой “Баухаус” и в области конструирования осветительных приборов для жилого интерьера и помещений общественных зданий. Целый ряд моделей светильников, созданных конструкторами этой вошедшей в историю техники и архитектуры школы, являются своеобразной светотехнической классикой, некоторые из них сохранены в экспозиции музея “Lichtmuseum” в Арнсберге.
Эксперты характеризуют стиль внешних форм изделий “Баухауса” как лаконичный, аскетичный или редуцированный дизайн.
Многие идеи конструкторов школы “Баухаус” стали правозвестниками современных направлений в дизайне светильников, а такие фирмы, как, например, Artemide Spa (Италия) и ZumtobelStaff (Австрия /Германия) активно реализуют эти идеи в своих разработках.
Artemide Spa
|
|
|
TIZIO
|
TOLOMEO
|
Представляет интерес перечень наиболее известных “классических” моделей из коллекции наследия “Баухаус”, созданных в 20-е годы ХХ в.:
-
настольный светильник симметричной формы со стеклянным опаловым рассеивателем (часть сферы) на центральной хромированной стойке (1923 г., дизайнеры К. Юкер, В. Вагенфельд);
-
настольный светильник для чтения с непрозрачным металлическим отражателем на изогнутой стойке, приближающей световую головку к рабочему полю стола (1928-1929 гг., М. Брандт, Х. Бредендик);
-
подвесной стеклянный сферический светильник с верхней бесцветной прозрачной зоной и опаловой нижней полусферой (те же дизайнеры);
-
подвесной бытовой надстольный светильник прямого света с изменяемой длиной подвеса с помощью системы тросов и противовесов (1930 г., М. Брандт, Х. Прцирембль).
Следует заметить, что еще в 20-е годы ХХ в. – “эпоху” ламп накаливания некоторые модели светильников “Баухаус” как бы обгоняли время, так как тогда еще не было достаточного разнообразия источников света, адекватных разработанным конструкциям.
Например, в 1927 г. Э. Консемюллер оборудовал осветительную установку аудитории в здании школы “Баухаус” в Дессау рядами протяженных светильников с разрядными светорекламными трубками высокого напряжения – это были практически прототипы современных светильников с люминесцентными лампами и рассеивателями.
ZumtobelStaff
|
|
|
|
XENO
|
SPIRIT
|
TRIPLO
|
Характерными примерами современных осветительных приборов, в дизайне которых явно прослеживаются основные черты конструкторского стиля школы “Баухаус”, являются настольные светильники итальянской фирмы ARTEMIDE Spa – модели TIZIO (дизайнер Рихард Заппер) и TOLOMEO (Микеле де Лукки, Джанкарло Фассина), а также такие светильники концерна ZUMTOBEL STAFF, разработанные французским архитектором и дизайнером Жаном Мишелем Вильмоттом, как XENO, SPIRIT и модель TRIPLO.
Публикация подготовлена техническим консультантом Компании Точка опоры Горновым В.О.
|
возврат к списку статей
версия для печати
|