ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
“БАУХАУС” – ЧТО ЭТО? или КТО ЭТО?


В нескольких публикациях о новых моделях светильников нами упоминался “Баухаус” как дизайнерский стиль той или иной конструкции осветительного прибора. Напомним об истории возникновения этого наименования.
“BAUHAUS” – так называлась Высшая школа строительства, архитектуры и художественного конструирования, основанная в 1919 году в Веймаре (Германия) Вальтером Гропиусом – теоретиком архитектуры и конструктором. “Баухаус” просуществовала до 1933 года, когда была упразднена режимом третьего рейха.
Члены этой школы, руководителями и активными деятелями которой были В. Гропиус, Х. Майер, Л. Мисс Ван дер Роэ, утверждали эстетику функционализма (form follow function – “форма определяется функцией”), разрабатывая принципы современного формо-образования в строительстве зданий и инженерных сооружений, архитектуре и дизайне и формирования материально-бытовой среды средствами пластического искусства.
Весьма ценное наследие оставлено школой “Баухаус” и в области конструирования осветительных приборов для жилого интерьера и помещений общественных зданий. Целый ряд моделей светильников, созданных конструкторами этой вошедшей в историю техники и архитектуры школы, являются своеобразной светотехнической классикой, некоторые из них сохранены в экспозиции музея “Lichtmuseum” в Арнсберге.
Эксперты характеризуют стиль внешних форм изделий “Баухауса” как лаконичный, аскетичный или редуцированный дизайн.   
Многие идеи конструкторов школы “Баухаус” стали правозвестниками современных направлений в дизайне светильников, а такие фирмы, как, например, Artemide Spa (Италия) и ZumtobelStaff (Австрия /Германия) активно реализуют эти идеи в своих разработках.

Artemide Spa
TIZIO
TOLOMEO

Представляет интерес перечень наиболее известных “классических” моделей из коллекции наследия “Баухаус”, созданных в 20-е годы ХХ в.:

  • настольный светильник симметричной формы со стеклянным опаловым рассеивателем (часть сферы) на центральной хромированной стойке (1923 г., дизайнеры К. Юкер, В. Вагенфельд);
  • настольный светильник для чтения с непрозрачным металлическим отражателем на изогнутой стойке, приближающей световую головку к рабочему полю стола (1928-1929 гг., М. Брандт, Х. Бредендик);
  • подвесной стеклянный сферический светильник с верхней бесцветной прозрачной зоной и опаловой нижней полусферой (те же дизайнеры);
  • подвесной бытовой надстольный светильник прямого света с изменяемой длиной подвеса с помощью системы тросов и противовесов (1930 г., М. Брандт, Х. Прцирембль).

Следует заметить, что еще в 20-е годы ХХ в. – “эпоху” ламп накаливания некоторые модели светильников “Баухаус” как бы обгоняли время, так как тогда еще не было достаточного разнообразия источников света, адекватных разработанным конструкциям.
Например, в 1927 г. Э. Консемюллер оборудовал осветительную установку аудитории в здании школы “Баухаус” в Дессау рядами протяженных светильников с разрядными светорекламными трубками высокого напряжения – это были практически прототипы современных светильников с люминесцентными лампами и рассеивателями.


ZumtobelStaff
XENO
SPIRIT
TRIPLO

Характерными примерами современных осветительных приборов, в дизайне которых явно прослеживаются основные черты конструкторского стиля школы “Баухаус”, являются настольные светильники итальянской фирмы ARTEMIDE Spa – модели TIZIO (дизайнер Рихард Заппер) и TOLOMEO (Микеле де Лукки, Джанкарло Фассина), а также такие светильники концерна ZUMTOBEL STAFF, разработанные французским архитектором и дизайнером Жаном Мишелем Вильмоттом, как XENO, SPIRIT и модель TRIPLO.

Публикация подготовлена техническим консультантом Компании Точка опоры Горновым В.О.


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро