ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
07.10.2009    Zumtobel: “SUPERSYSTEM” – универсальная многофункциональная, энергоэкономичная и филигранная осветительная система для музейных экспозиций


XXI век: “Светодиодная революция” – техника и эстетика музейного освещения выходят на новый качественный уровень.
Среди большого числа инновационных разработок на базе светодиодных технологий в 2007-2009 гг. выделяется “SUPERSYSTEM”.

Система “SUPERSYSTEM”, отличающаяся так называемым редуцированным дизайном и максимальной энергоэкономичностью, была специально создана концерном Zumtobel для освещения экспозиционных залов музеев и художественных галерей.


фото 1


фото2

Уникальная система появилась в результате сотрудничества со светодизайнером Аизиль Сари – (Aysil Sari на фото 2), директором франкфуртского музея скульптуры “Liebighaus” – Максом Холлейном (Max Hollein на фото 1), архи-тектором Каеном Мальвецци (Kuehn Malvezzi), кураторами экспозиций и искусствоведами.

В 2009 году “SUPERSYSTEM” удостоена международной дизайнерской премии “iF product design award”.

Главным «генератором» идеи создания «SUPERSYSTEM» была Aysil Sari – уроженка Германии, архитектор по образованию, которая после переезда из Мексики в Австрию с 2001 по 2006 гг. руководила в концерне Zumtobel циклом семинаров «Архитектура и свет» для сотрудников и клиентов. В 2007г. Aysil Sari основала в Швейцарии собственное дизайнерское бюро “supersymetrics”.

Премьера новой системы освещения с большим успехом прошла в 2008 г. в музее “Liebighaus” во Франкфурте-на-Майне при открытии выставки "5000 лет истории скульптуры – от древнего Египта до классицизма" (фото 3 и 4).


фото 3


фото 4

Для общего равномерного освещения залов служат световые потолки: люминесцентные лампы, включенные с регулируемыми электронными ПРА, расположены над светорассеивающим остеклением. Цветовой оттенок освещения плавно изменяется в течение всего времени работы музея (от 10-00 до 19-00).

Светодиодные светильники подвесной системы "SUPERSYSTEM" создают яркостные акценты на отдельно стоящих скульптурах и настенных горельефах. Световые пучки тщательно сфокусированы непосредственно на экспонатах.

Тенеобразующие свойства и моделирующий эффект осве-щения вполне благоприятны для зрительного восприятия: пластика скульптур и горельефов выявлена очень хорошо.

Внимание посетителей к экспонатам привлекает не только их повышенная яркость, но и цветовой контраст со стенами.

Во франкфуртском музее “Liebighaus” отказались от традиционного «музейного стандарта» ("White Cube") – белой отделки стен.
Стены экспозиционных залов, где размещалась выставка скульптур, были специально окрашены в контрастные цвета (темно-синий и темно-серый).
Система "SUPERSYSTEM", как видно из фото 3 и 4, благодаря своим минимизированным размерам органично вписывается в архитектуру потолка и интерьера в целом.


фото 5
”S” – поперечное сечение 57х 40 мм


фото 6
”H” – поперечное сечение 81 x 40 мм

Далее – более подробно о технических особенностях системы "SUPERSYSTEM" и ее возможностях.

Несущим и энергоснабжающим элементом системы является модульный монтажный профиль из прессованного альзакированного алюминия со встроенным 3-фазным шинопроводом. Предусмотрено два исполнения профиля (фото 5-6)

На профиле размещаются миниатюрные светильники (LED Mini-spot) с белыми светодиодами мощностью 2,5 Вт.
(Ведется разработка еще двух модификаций световой головки – со светодиодными модулями мощностью 5 и 10 Вт).

Светильники могут быть встроенными, полувстроенными или снабжаться шарнирным узлом, позволяющим придавать световым пучкам необходимое направление.

Размеры световой головки: диаметр 22 мм, длина 25 мм.

фото 7

Для предотвращения прямого слепящего действия светильник может комплектоваться экранирующим тубусом. (В этом случае длина корпуса увеличивается до 30 мм).

  • Световой поток светильника – 117 лм.
  • КПД светооптической системы светильника – 89% (!).
  • Излучение может иметь один из трёх оттенков: тепло-белый свет (цветовая температура 3200°), нейтрально-белый (4200 К) и дневной (5500 К).
  • При всех перечисленных вариантах цветового оттенка света обеспечивается высокое качество цветопередачи (Ra = 90).

Сменная линзовая оптика формирует светораспределение трёх видов:

  • «овалорисующая» линза создает световой пучок эллиптического сечения (41° х 10°) – фото 8а
  • линза типа “flood” – круглосимметричный пучок с 50%-ным углом рассеяния 36° – фото 8б
  • линза типа “spot” – круглосимметричный пучок с 50%-ным углом рассеяния 10° – фото 8в...

фото 8 а

фото 8 б

фото 8 в

Несмотря на небольшой единичный световой поток, прецизионно сформированные линзовой оптикой световые пучки позволяют даже при высоте экспозиционного зала 5-6 м создать достаточные яркостные акценты на экспонатах (без засветки окружающего фона).

  • Шарнир обеспечивает наклон световой головки в угловом диапазоне 90° и поворот по окружности 360°.
  • Отсутствие тепловой (инфракрасной) и ультрафиолетовой компоненты в излучении светодиодов исключает повреждение светочувствительных экспонатов.
  • Полезный срок службы светодиодов, по данным изготовителя, составляет 45 000 ч. Таким образом, при наработке освещения в экспозиционных залах около 3000 ч/год замена светодиодов может потребоваться только через 15 лет (!).

Конвертер для питания светодиодов постоянным стабилизированным током 700 мА встроен в монтажный профиль; входное сетевое напряжение – 230-240 В (50 Гц).

Для дополнения прямого акцентирующего освещения отраженным используется профиль типа "Н", в верхнем канале которого устанавливаются линейные модули “SYSTEMLED Deco Basic" с RGB-светодиодами (фото 9).

фото 9

Комбинация прямого акцентирующего света с отраженным:

1 - цилиндрическая головка (прямой свет)

2 - линейный модуль с RGB-светодиодами (регулируемый траженный свет)

Кроме светодиодных компонентов, система “SUPERSYSTEM” предоставляет возможность применения линейных люминесцентных ламп нового поколения Т16 (Т5) в модулях для прямого и отраженного (общего) освещения (фото 10). Могут быть использованы лампы различной длины во всем диапазоне мощностей: 24 Вт (550 мм); 21, 39 Вт (850 мм); 28, 54 Вт (1150 Вт); 35, 49, 80 Вт (1450 мм).
Монтажный профиль для этих вариантов комплектации поставляется длиной 1, 2, 3 или 4 м.


фото 10

При необходимости «омывающего» освещения стен может быть использован специальный модуль типа “Wandfluter” (“wall washer”) c люминесцентной лампой Т16 мощностью 54 Вт (1150 мм) и с ассиметричным зеркальным отражателем (фото 11).
Этот «кососвет» с односторонней несимметричной кривой силы света (в поперечной плоскости) позволяет добиться повышенной и равномерной вертикальной освещенности на экспозиционных поверхностях музейного зала.


фото 11

Когда требуется интенсивное акцентирующее освещение экспонатов или отдельных зон музейных интерьеров, на 3-фазном шинопроводе того же монтажного профиля возможна установка различных типов светильников направленного света (фото 12).


фото 12

Система комплектуется набором крестообразных, Т- и L- образных стыковочных узлов, позволяющих соединять модули монтажных профилей для образования структур различной конфигурации (фото 13).


фото 13

возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро