События
|
07.10.2009
Zumtobel: “SUPERSYSTEM” – универсальная многофункциональная, энергоэкономичная и филигранная осветительная система для музейных экспозиций
XXI век: “Светодиодная революция” – техника и эстетика музейного освещения выходят на новый качественный уровень.
Среди большого числа инновационных разработок на базе светодиодных технологий в 2007-2009 гг. выделяется “SUPERSYSTEM”.
Система “SUPERSYSTEM”, отличающаяся так называемым редуцированным дизайном и максимальной энергоэкономичностью, была специально создана концерном Zumtobel для освещения экспозиционных залов музеев и художественных галерей.
|
 фото 1
|
 фото2
|
Уникальная система появилась в результате сотрудничества со светодизайнером Аизиль Сари – (Aysil Sari на фото 2), директором франкфуртского музея скульптуры “Liebighaus” – Максом Холлейном (Max Hollein на фото 1), архи-тектором Каеном Мальвецци (Kuehn Malvezzi), кураторами экспозиций и искусствоведами.
|
В 2009 году “SUPERSYSTEM” удостоена международной дизайнерской премии “iF product design award”.
Главным «генератором» идеи создания «SUPERSYSTEM» была Aysil Sari – уроженка Германии, архитектор по образованию, которая после переезда из Мексики в Австрию с 2001 по 2006 гг. руководила в концерне Zumtobel циклом семинаров «Архитектура и свет» для сотрудников и клиентов. В 2007г. Aysil Sari основала в Швейцарии собственное дизайнерское бюро “supersymetrics”.
Премьера новой системы освещения с большим успехом прошла в 2008 г. в музее “Liebighaus” во Франкфурте-на-Майне при открытии выставки "5000 лет истории скульптуры – от древнего Египта до классицизма" (фото 3 и 4).
|
фото 3
|
фото 4
|
Для общего равномерного освещения залов служат световые потолки: люминесцентные лампы, включенные с регулируемыми электронными ПРА, расположены над светорассеивающим остеклением. Цветовой оттенок освещения плавно изменяется в течение всего времени работы музея (от 10-00 до 19-00).
|

|
Светодиодные светильники подвесной системы "SUPERSYSTEM" создают яркостные акценты на отдельно стоящих скульптурах и настенных горельефах. Световые пучки тщательно сфокусированы непосредственно на экспонатах.
|
 |
Тенеобразующие свойства и моделирующий эффект осве-щения вполне благоприятны для зрительного восприятия: пластика скульптур и горельефов выявлена очень хорошо.
|
Внимание посетителей к экспонатам привлекает не только их повышенная яркость, но и цветовой контраст со стенами.
Во франкфуртском музее “Liebighaus” отказались от традиционного «музейного стандарта» ("White Cube") – белой отделки стен.
Стены экспозиционных залов, где размещалась выставка скульптур, были специально окрашены в контрастные цвета (темно-синий и темно-серый).
Система "SUPERSYSTEM", как видно из фото 3 и 4, благодаря своим минимизированным размерам органично вписывается в архитектуру потолка и интерьера в целом.
|
фото 5
”S” – поперечное сечение 57х 40 мм
|
фото 6
”H” – поперечное сечение 81 x 40 мм |
Далее – более подробно о технических особенностях системы "SUPERSYSTEM" и ее возможностях.
Несущим и энергоснабжающим элементом системы является модульный монтажный профиль из прессованного альзакированного алюминия со встроенным 3-фазным шинопроводом. Предусмотрено два исполнения профиля (фото 5-6)
На профиле размещаются миниатюрные светильники (LED Mini-spot) с белыми светодиодами мощностью 2,5 Вт.
(Ведется разработка еще двух модификаций световой головки – со светодиодными модулями мощностью 5 и 10 Вт).
|
Светильники могут быть встроенными, полувстроенными или снабжаться шарнирным узлом, позволяющим придавать световым пучкам необходимое направление.
|
 |
Размеры световой головки: диаметр 22 мм, длина 25 мм.
фото 7
|
Для предотвращения прямого слепящего действия светильник может комплектоваться экранирующим тубусом. (В этом случае длина корпуса увеличивается до 30 мм).
-
Световой поток светильника – 117 лм.
-
КПД светооптической системы светильника – 89% (!).
-
Излучение может иметь один из трёх оттенков: тепло-белый свет (цветовая температура 3200°), нейтрально-белый (4200 К) и дневной (5500 К).
-
При всех перечисленных вариантах цветового оттенка света обеспечивается высокое качество цветопередачи (Ra = 90).
Сменная линзовая оптика формирует светораспределение трёх видов:
- «овалорисующая» линза создает световой пучок эллиптического сечения (41° х 10°) – фото 8а
- линза типа “flood” – круглосимметричный пучок с 50%-ным углом рассеяния 36° – фото 8б
- линза типа “spot” – круглосимметричный пучок с 50%-ным углом рассеяния 10° – фото 8в...
|

фото 8 а
|

фото 8 б
|
фото 8 в
|
Несмотря на небольшой единичный световой поток, прецизионно сформированные линзовой оптикой световые пучки позволяют даже при высоте экспозиционного зала 5-6 м создать достаточные яркостные акценты на экспонатах (без засветки окружающего фона).
-
Шарнир обеспечивает наклон световой головки в угловом диапазоне 90° и поворот по окружности 360°.
-
Отсутствие тепловой (инфракрасной) и ультрафиолетовой компоненты в излучении светодиодов исключает повреждение светочувствительных экспонатов.
-
Полезный срок службы светодиодов, по данным изготовителя, составляет 45 000 ч. Таким образом, при наработке освещения в экспозиционных залах около 3000 ч/год замена светодиодов может потребоваться только через 15 лет (!).
Конвертер для питания светодиодов постоянным стабилизированным током 700 мА встроен в монтажный профиль; входное сетевое напряжение – 230-240 В (50 Гц).
|
 |
Для дополнения прямого акцентирующего освещения отраженным используется профиль типа "Н", в верхнем канале которого устанавливаются линейные модули “SYSTEMLED Deco Basic" с RGB-светодиодами (фото 9).
фото 9
Комбинация прямого акцентирующего света с отраженным:
1 - цилиндрическая головка (прямой свет)
2 - линейный модуль с RGB-светодиодами (регулируемый траженный свет)
|
Кроме светодиодных компонентов, система “SUPERSYSTEM” предоставляет возможность применения линейных люминесцентных ламп нового поколения Т16 (Т5) в модулях для прямого и отраженного (общего) освещения (фото 10). Могут быть использованы лампы различной длины во всем диапазоне мощностей: 24 Вт (550 мм); 21, 39 Вт (850 мм); 28, 54 Вт (1150 Вт); 35, 49, 80 Вт (1450 мм).
Монтажный профиль для этих вариантов комплектации поставляется длиной 1, 2, 3 или 4 м.
|
При необходимости «омывающего» освещения стен может быть использован специальный модуль типа “Wandfluter” (“wall washer”) c люминесцентной лампой Т16 мощностью 54 Вт (1150 мм) и с ассиметричным зеркальным отражателем (фото 11).
Этот «кососвет» с односторонней несимметричной кривой силы света (в поперечной плоскости) позволяет добиться повышенной и равномерной вертикальной освещенности на экспозиционных поверхностях музейного зала.
|
фото 11
|  |
Когда требуется интенсивное акцентирующее освещение экспонатов или отдельных зон музейных интерьеров, на 3-фазном шинопроводе того же монтажного профиля возможна установка различных типов светильников направленного света (фото 12).
|
фото 12 |
Система комплектуется набором крестообразных, Т- и L- образных стыковочных узлов, позволяющих соединять модули монтажных профилей для образования структур различной конфигурации (фото 13).
|
фото 13 |
возврат к списку статей
версия для печати
|