ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
«Новый музей» в Берлине: возрождение в новом веке и...с новым светом


Предыстория
16 октября 2009 года в культурной жизни столицы Германии произошло знаменательное событие: после кардинальной 10-летней реконструкции открыт “Neue Museum” c уникальной экспозицией экспонатов доисторической эпохи (бюст Нефертити, собрание папирусов и др.).
Этот один из крупнейших в Европе музеев с античными экспонатами занесен ЮНЕСКО в перечень сокровищ мирового культурного наследия.
Здание музея было построено в 1843-1855 гг. в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Фридриха Августа Штюлера и относится к лучшим образцам музейной архитектуры ХIХ века. Во время 2-й мировой войны здание сильно пострадало и многие годы оставалось в руинах.
Первые работы по восстановлению были проведены еще во времена ГДР (1985 г.).
В 1993/1994 гг. в конкурсе творческих идей возрождения музея победил знаменитый британский архитектор Давид Чипперфильд. Проект был разработан лондонским архитектурным бюро David Chipperfield Architects при участии эксперта по защите памятников старины – Джулиана Хэррапа.
Стоимость строительных работ и нового оборудования составила более 200 млн. евро.
Общая экспозиционная площадь залов музея – 8550 м².
При работе над проектом архитекторы тесно сотрудничали со светодизайнерами – Габриелой и Фолькером фон Кардорфф, разработавшими концепцию совмещенного (естественного и искусственного) освещения музея.
Сотрудники руководимого ими берлинского бюро Kardorff Ingenieure Lichtplanung и стали авторами этого крупномасштабного проекта.

Концепция освещения
Поскольку в первой половине ХIХ века электрических источников света ещё не было, архитектор Ф.А. Штюлер предусмотрел в здании большие боковые светопроемы (в ряде случаев – это окна высотой до 6 м) и стеклянные потолки, пропускающие солнечный свет и излучение небосвода. Этого было достаточно, чтобы в светлое время обеспечить интенсивное естественное освещение.
Главная цель, стоявшая перед проектировщиками: органично дополнить естественное освещение, изменяющееся в зависимости от времени дня и погодных условий, регулируемым искусственным и «увязать» световое решение с концептом реконструкции архитектуры интерьера музея в целом. Необходимо было найти компромисс между возможным размещением светильников и желательным характером световой среды.
Большое разнообразие архитектурно-строительных решений и реставрационные ограничения потребовали создания более 100 специальных типов осветительных приборов. Эти сложные задачи были решены с помощью многих фирм: ERCO, Bega, Franz Sill, RZB, Semperlux, Bamberg, Interferenz Lichtsysteme, RSL – Rodust & Sohn Lichttechnik, Derksen Lichttechnik, Bolichwerke KG (все – Германия), ETC Electronic Theatre (Великобритания), Louis Poulsen Lighting A/S (Дания).
Преимущественно в залах музея использованы светильники направленного света с металлогалогенными лампами, а также – для отраженного освещения – светильники с линейными люминесцентными лампами. Осветительная система экономична: удельная установленная мощность лежит в пределах от 12 до 20 Вт/м², а в египетском и греческом залах она не превышает 10 Вт/м².

  

Главный лестничный марш
Этот парадный репрезентативный объем привлекает внимание кремовой пастельной отделкой лестничных подъемов и кирпичными стенами с умышленно оставленными следами прежних повреждений. В торце зала находятся три окна высотой 6 м, через которые проникает достаточно много дневного света.
Естественное освещение дополняют светильники с металлогалогенными лампами нейтрально-белого света. Светильники размещены между тёмно-коричневыми ребрами потолка на высоте 25 м. Достигнута высокая равномерность освещенности при отсутствии явно выраженных ярких пятен и падающих теней.

Греческий и Египетский залы.
Эти экспозиционные интерьеры представляют собой внутренние дворики со стеклянными перекрытиями, обеспечивающими в дневное время достаточное естественное освещение.

Характер дневного освещения Греческого зала определяется наличием потолочного остекления из бесцветного силикатного стекла, пропускающего солнечный свет и обеспечивающего резкие яркостные контрасты.

Для дополнения естественного освещения зала и усиления моделирующего эффекта в технической полости потолка размещены 32 светильника направленного света с металлогалогенными лампами мощностью 150 Вт.

В потолке Египетского зала на высоте 14 м использовано как прозрачное стекло (верхняя плоскость), так и матовое (нижняя плоскость). В объеме между этими плоскостями на четырёх траверзах с шагом 0,4 м установлены светильники направленного света с металлогалогенными лампами 150 Вт.

Экспозиционные зоны
На фотографиях видно, что направленный свет создает не только необходимую освещенность и светотеневые контрасты на экспонатах: обеспечен достаточный моделирующий эффект, проявляющий пластику форм.
Характерный пример удачного светового решения представлен на фотографии. Здесь и скульптуры, и небольшие экспонаты из золота освещаются преимущественно потолочными светильниками направленного света, только в редких случаях в витринах используются встроенные миниатюрные светильники с зеркальными галогенными лампами накаливания.

На фото внизу показано, как успешно удалось проектировщикам создать гармоничный баланс естественного и искусственного освещения и разместить светильники в самых разных по архитектуре интерьерах музея.


Источник информации: журнал “Licht”, 2010, № 10, стр.580-583 – Licht fűr das Neue Museum in Berlin


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро