ТОЧКА ОПОРЫ - световые решения, проекты освещения
 

События
Rijksmuseum Amsterdam 26.10.2011: “Ночной дозор“ Рембрандта ван Рейна теперь освещается светодиодами Philips


26 октября 2011 года новый Президент и Генеральный директор концерна Royal Philips ElectronicsФранц ван Хаутен (Frans van Houten, на фото – слева) и Вим Пийбс (Wim Pijbes) – Директор Государственного музея Нидерландов (Rijksmuseum) включили «новый свет» для рембрандтовского шедевра «Ночной дозор».
В классической монографии Якоба Розенберга это произведение Рембрандта ван Рейна названо «ударом молнии гения...».

С 2001 года Philips входит в число партнёров Rijksmuseum, оказывающих этой культурной сокровищнице Нидерландов активную помощь в реконструкции и техническом переоснащении.

В день премьеры нового освещения «Ночного дозора» была достигнута договорённость о 5-летнем продлении делового партнёрства Philips и Rijksmuseum (до 2016 года).
Основная цель этой кооперации – использовать уже накопленный научный и практический опыт в применении светодиодных технологий для освещения произведений искусства и архитектуры.

По мнению экспертов-искусствоведов, по сравнению со старым вариантом освещения, при «...светодиодном свете краски Рембрандта явно оживились...» Качество цветопередачи стало даже несколько лучше, чем при старом «галогенном свете».
Это говорит о тщательном подборе спектрального состава излучения светодиодных модулей и о контрольных тестах цветопередачи.
Кроме того, предусмотрена «мягкая» регулировка уровня вертикальной освещённости. Например, её можно несколько снизить в вечерние часы, когда наплыв посетителей уменьшается или после закрытия музея.

В качестве осветительного прибора в новой системе освещения «Ночного дозора» использован светодиодный светильник модели “StyleD


Наряду с улучшением качества и безопасности освещения живописи, светодиодные средства позволяют значительно сократить расход электроэнергии на освещение и уменьшить нагрузку на систему кондиционирования. А при достаточно скудных запасах финансовых средств у музеев каждый евро на счету...

В 2003 году в рамках расширения экспозиционных площадей было открыто новое «крыло Филипса» («Philips Wing»), после чего ежегодное число посетителей музея возросло до 950 тыс. человек. Начиная с 2014 года основные выставки будут проходить именно в этом крыле. Уже в 2013 году предполагается увеличить количество посетителей до 2 млн./год.





Франц ван Хаутен: «...Philips горд тем, что ему, вместе с одним из лучших музеев мира, отдано предпочтение основательно улучшить качество и энергоэкономичность освещения собрания великих шедевров мировой живописи...
Я очень доволен тем, что наше партнёрство с Rijksmuseum продолжится на долгосрочной основе ...Это серьёзный приоритет для нас – внедрять новшества осветительных технологий в музейное дело...»

Вим Пийбс: «... Я, как директор Национального музея Нидерландов, очень рад иметь в лице Philips идеального партнёра, который привнесёт новый свет в наш «золотой век».


А теперь интересные подробности о «Ночном дозоре»...


Рембрандт ван Рейн (Автопортрет, 1640. Лондонская Национальная галерея)


Из Оксфордского «Путеводителя по искусству»:

Картина «Ночной дозор» (х., м., 1642 г. 3,63 х 4,37 м) находится в амстердамском Рийксмусеуме (Rijksmuseum).
В действительности картина называется «Компания стрелков капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурха».
Её ошибочное название восходит к концу XVIII в.

К этому времени краски потемнели, были защищены лаком не лучшего свойства и полотно стали считать изображением ночной сцены, отсюда и закрепившееся за картиной название «Ночной дозор».
Вглядитесь внимательно: самая яркая, лучше других освещённая фигура картины – это, конечно же, лейтенант Виллем ван Рейтенбурх, демонстративно одетый в роскошный наряд, расшитый золотом.
На фоне нижней полы изысканного камзола тщеславного лейтенанта чётко выступает тень от руки капитана Кока, а направление падения света позволяет точно определить время суток и служит доказательством того, что изображённое Рембрандтом событие происходит не ночью, а днём, и скорее является праздничным шествием, нежели дежурством караула...

Картина предназначалась для украшения зала собраний гражданской милиции Амстердама и отвечала традиции создания групповых портретов корпораций защитников города, милицейских и охранных гильдий, которые во множестве появлялись в Нидерландах в годы войны за национальную независимость. Но уже давно стали лишь напоминанием о героическом прошлом...

Отряд городской милиции состоит из добровольных бравых бюргеров богатого Амстердама. Они образуют полную энтузиазма, но весьма хаотичную группу, и этот недостаток воинственности Рембрандт подчёркивает с лёгкой иронией... Словно охваченная единым порывом, группа, состоящая из 28 взрослых мужчин и трёх детей, беспорядочно движется по сцене, оставляя впечатление оживлённой сумятицы...

Из незначительного события – возвращения группы гражданской милиции – мастер сумел создать целую изобразительную драму. Для этого индивидуальные изображения он подчинил требованиям композиции

Центральный персонаж картины – капитан Франс Баннинг Кок, строгий и элегантный, в темном одеянии, которое оживляет красно-оранжевая перевязь и ослепительная белизна пышного кружевного воротника. Решительным жестом он требует от лейтенанта построить шумную и недисциплинированную компанию аркебузеров, полк гражданской милиции, который во времена Рембрандта играл скорее декоративную роль.
За плечами знаменосца угадываются очертания человека невысокого роста. И хотя видны лишь глаза и берет, этого достаточно, чтобы сказать: сам Рембрандт появился среди персонажей своей самой большой и великой картины.

Линии беспорядочно скрещивающихся пик создают совершенно иное настроение по сравнению с упорядоченными рядами копий на картине Веласкеса «Сдача Бреды»...
Впрочем, диагональ длинной пики играет и некоторую композиционную роль, направляя взгляд зрителя к центру сцены...
Сверкающие переходы света и цвета, яркие портретные характеристики участников группы, смелая композиция, подчиняющая единому замыслу всё многообразие составляющих её мотивов, делают картину одной из вершин в творчестве великого голландца.

Картина очень понравилась современникам Рембрандта. Один из них писал: «...Этот так точно воплощает замысел художника, так эффектно по пластике, так мощно по выражению, что висящие рядом полотна кажутся похожими на игральные карты».

По драматическому стечению обстоятельств завершение работы над «Ночным дозором» совпало с событием, с которого начались дальнейшие трагедии художника – в возрасте 32 лет от туберкулеза умерла его горячо любимая Саския.

1642 год знаменует собой резкий перелом в жизни и творчестве Рембрандта. С этого времени судьба обрушивает на него несчастья, которым, казалось, не будет конца, а его искусство достигает высшего напряжения духовных сил, бесконечного одиночества и невиданных высот, проникая в самую глубину драмы человеческого бытия...


возврат к списку статей

версия для печати
 
© 2020 ЗАО "Точка Опоры Промэлектросвет"
музейное освещение, светильники музеи, свет в музее, галерея светильники, выставочное освещение, освещение выставок, освещение выставочных залов, освещение галереи, световые линии, световые короба, нестандартное осветительное оборудование, освещение экспозиции, подсветка картины, современный музей, эрарта, музей воды, музейные технологии, освещение метро, светильники метрополитен, люстры для метро, реконструкция освещения метро, тоннельные светильники, архитектурное освещение метро, реставрация светильников для метро